После административной проверки лишь 0,01 % взысканий предприятия оплачивают добровольно, и Росприроднадзор обращается в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Как подготовиться к проверке? Что ни в коем случае нельзя пропустить на этапе получения ее результатов?
Самый распространенный сценарий экологического спора состоит из трех этапов.
- Росприроднадзор проводит административную проверку
- По ее результатам компанию привлекают к административной ответственности (на данном этапе можно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности)
- Росприроднадзор предъявляет либо: а) иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо б) иск о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
Встречаются и другие сценарии. Например, сначала проводятся оперативно-розыскные мероприятия, на основании результатов которых предъявляется иск о возмещении вреда. В таких случаях можно ходатайствовать о проведении экспертизы и оспорить размер причиненного вреда. Есть судебная практика, считающая, что результаты оперативно-розыскных мероприятий не могут использоваться в рамках гражданского иска, не будучи закрепленными в приговоре суда. В одном из дел иск к природопользователю был предъявлен в результате фиксации нарушения в научном исследовании «Летопись природы», которое, несмотря на его огромное научное значение, не могло быть использовано в качестве доказательства в арбитражном процессе, что помогло нам отстоять интересы доверителя.
Часто встречаются сценарии с предъявлением иска о возмещении вреда на основании результатов административного расследования, минуя стадию проверки. Таким образом, способов фиксации Росприроднадзором обстоятельств и размера причинения вреда окружающей среде довольно много, но все же самый распространённый — административная проверка.
Стадия административной проверки Росприроднадзором имеет особую значимость в силу многих причин. Во-первых, обстоятельства, закрепленные в документах, оформленных по результатам проверки, сложно оспаривать. Во-вторых, факты, зафиксированные в ходе проверки, часто невозможно проверить во время рассмотрения спора в суде. Например, в силу естественных производственных процессов (отходы уже утилизированы и перемещены), естественных природных процессов (окружающая среда обладает свойством самовосстановления), смены времен года (проверки, требующие анализа почв, проводятся летом, поскольку зимой по очевидным причинам невозможны либо сложно реализуемы). Наконец, результаты административной проверки практически всегда становятся основанием для при- влечения к административной ответственности и признаются судом достаточными доказательствами для взыскания вреда, причиненного окружающей среде.
Однако непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда. Иными словами, успешное прохождение административной проверки и дела о привлечении к административной ответственности еще не означает, что в удовлетворении иска Росприроднадзора о возмещении вреда будет отказано.
Раньше суды не рассматривали результаты административных дел в качестве преюдициальных по отношению к искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Так, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.08.2019 по делу No А43-23793/2018 было отмечено, что материалы административного производства в отношении ответчика в силу ст. 69 АПК РФ не имеют преюдициального значения и не являются безусловными доказательствами факта причинения вреда земельным участкам истца.
Однако последняя практика показывает, что суды безапелляционно ссылаются на материалы административных дел как на доказательство вины и факта причинения вреда окружающей среде. Например, в Постановлении Второго ААС от 15.07.2021 по делу No А82-21532/2020 указано: «Рассматривая дело о возмещении ущерба окружающей среде, суд отметил, что площадь загрязненного участка, а также сведения об отборе проб почвы отражены в постановлении о назначении административного наказания, которое ответчик не обжаловал и исполнил в виде штрафа, своим поведением признав установленные с его стороны нарушения». Аналогичный подход и в решении АС Северо-Кавказского округа (Постановление от 04.03.2021 по делу No А63-168/2020).
Таким образом, успешная защита по имущественному иску о возмещении вреда причиненного окружающей среде или по иску о взыскании платы за НВОС будет затруднительна без доказательственной базы на стадиях проверки и привлечения к административной ответственности.
В последние годы уровень квалификации специалистов Росприроднадзора, проводящих проверки, существенно вырос. Плановые проверки крупных предприятий проводятся целым штатом специалистов с привлечением региональных ЦЛАТИ, на плечи которых ложатся анализ отобранных проб материалов и дальнейшая интерпретация результатов исследований. Важно помнить, что от результатов данных анализов может зависеть судьба целого предприятия. Например, простая переквалификация отхода четвертого класса опасности в отход пятого класса может в сотни раз увеличить размер платы за размещение отходов. Соответственно, усилия проверяемой компании на стадии административной проверки должны быть абсолютно зеркальными, и не ограничиваться участием только юристов или только экологов, как это происходит сейчас. Так, согласно результатам нашего опроса инхаус-юристов, у 44 % опрошенных за проверки Роскомнадзора отвечают экологи, у 25 % — юридическая служба,у 31 % — иные подразделения.
«У нас разделены зоны ответственности. Представители юридической функции всегда проверяют полномочия и законность назначения проверочных процедур и их формат, а сопровождением проверки занимаются сотрудники экологического департамента. Юристы могут принимать участие в процессе проверки, если есть соответствующий запрос от экологов», — рассказала в интервью Legal Insight Елена Красных, начальник управления по правовому сопровождению российских пред- приятий и развитию юридической службы группы «НЛМК».
Для эффективного сопровождения проверки Росприроднадзора со стороны проверяемой компании необходимо участие как минимум следующих лиц:
• юриста, понимающего тонкости экологического законодательства и законодательства о проверках;
• эколога, погруженного в экологическую отчетность предприятия и в производственные процессы, связанные с образованием отходов;
• специалиста по отбору проб, способного выявить нарушения специалистов Росприроднадзора в этой области;
• специалистов из компетентной лаборатории, чтобы провести оперативный анализ контрпроб.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ПОСТОЯННЫЙ МОНИТОРИНГ
Подготовка к проверочным мероприятиям должна быть постоянной, а не привязанной к конкретной проверке. Как показывают итоги проведенного нами опроса, 33 % инхаус-юристов сталкивается с экологическими рисками уже тогда, когда проблема находится «в запущенной стадии» (рис. 1).
Так, эффективной является практика систематического отбора (мониторинга) проб отходов самим предприятием для подтверждения их класса опасности. В случае возникновения спора имеющиеся доказательства могут быть представлены в суд в противовес утверждению Росприроднадзора о необходимости повышения класса опасности отходов. Аналогичные рекомендации применимы к мониторингу состояния и иных компонентов природной среды. Например, рекомендуется ежеквартально проводить замеры загрязнения водного объекта или почвы при подозрении на то, что внимание Росприроднадзора будет сосредоточено на них.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ОТБОР ПРОБ
Еще более эффективным способом защиты на стадии проверки являются результаты анализов контрпроб и имеющиеся контрзаключения. Например, рекомендуется осуществлять параллельный отбор проб вместе со специалистами Росприроднадзора (в том же месте и в тот же час), не дожидаясь результатов его проб.
Именно параллельные действия позволят избежать последующих обвинений со стороны суда в нерелевантности проведенных компанией анализов.
Отрадно, что такая практика внедрена во многих российских компаниях. «Альтернативный отбор проб, анализов, замеры воздействия также регулярно практикуются, причем не только в проверочный период, но и в ежедневной деятельности: например, в Липецке внешняя аккредитованная лаборатория ежедневно проводит замеры на нашей санитарно-защитной зоне, периодически мы устраиваем параллельные замеры с Росгидрометом и т. д.», — рассказывает Елена Красных.
РЕВИЗИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Необходимо всю экологическую отчетность предприятия проверить на предмет ее внутренней согласованности. Как показывает практика, противоречия в экологической отчетности толкуются Росприроднадзором в пользу возможности взыскания с природопользователя дополнительных сумм платежей.
РЕГЛАМЕНТ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОВЕРОК
Для того, чтобы обеспечить выполнение всех перечисленных элементов сопровождения проверки, необходима не только вовлеченность юристов, но и разграничение зон ответственности. Эффективным средством для этого может стать регламент подготовки к проверкам Роспотребнадзора. Например, такой регламент разработан в компании «Черкизово». «Юридическая и экологическая службы группы совместно разработали регламент взаимодействия, в котором зафиксированы их обязательства друг перед другом, а также закреплены сроки для дачи юридических консультаций и обязательства по уведомлению об изменениях в законодательстве. Со стороны экологической службы взяты на себя обязательства по уведомлению юридической службы о происшествиях, влекущих причинение вреда окружающей среде и здоровью населения. Также действует регламент по проведению проверок, в котором определены ответственные должностные лица.
Наиболее значимые решения экологи принимают коллегиально с юристами и руководителями производственных подразделений по результатам совместных обсуждений», — рассказывает Станислав Локтюшов, старший юрист центра отраслевой юридической экспертизы и сопровождения бизнеса Управления по правовому обеспечению «Черкизово».
Однако сегодня только 22 % опрошенных нами компаний имеют такой регламент, у половины опрошенных существует регламент для всех видов проверок госорганов (рис. 2).
Используя при проверке Роскомнадзора наши рекомендации, можно существенно повысить шанс на победу в экологическом споре.