№5 (111) 2022
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В НЕУПРАВЛЯЕМОМ МИРЕ

Наш подход к управлению ИС связан с «продуктовой» моделью

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В рамках специального проекта с Versus.legal «Управление интеллектуальной собственностью в неуправляемом мире» мы продолжаем рассказывать, как устроена система интеллектуальной собственности в различных компаниях. В этот раз Анна Войцехович, директор департамента управления правовыми рисками, и Юлия Кузнецова, начальник отдела управления интеллектуальной собственностью ПАО «МТС», рассказали старшему партнеру Versus.legal Александре Курдюмовой о том, как удалось выстроить эффективную систему IP-комплаенса, почему структуру управления ИС определяет не количество объектов и что будет в ближайшем будущем с защитой объектов ИС.

— Расскажите, пожалуйста, об основных видах объектов интеллектуальной собственности МТС.

ЮЛИЯ Основной актив группы компаний МТС — ​программное обеспечение. Что касается товарных знаков, то в год подается около 100 заявок на их регистрацию, причем их количество растет. С открытием таких новых направлений как интернет вещей, наблюдается также рост числа используемых технологий в продуктах, и мы надеемся, что количество патентов в группе МТС значительно вырастет.

— Как правило, формирование системы управления ИС внутри юридического департамента определяется количеством объектов ИС. Повлиял ли этот фактор на построение системы управления IP-рисками в МТС?

АННА В первую очередь управление интеллектуальной собственностью зависит от ее места в структуре компании и от ценности для бизнеса. В МТС она велика, и поэтому ответственность за IP-комплаенс возложена на отдел управления интеллектуальной собственностью.

В департаменте управления правовыми рисками сосредоточены комплаенс-функции: IP, антимонопольное направление, инсайт и другие. Департамент создает единые требования и подходы во всех дочерних компаниях и региональных подразделениях. Другой блок работы связан с процессами регистрации, которые ведутся исходя из учета потребности всей группы. Департамент осуществляет функции как для самого МТС, так и в дочерних компаниях, в которых нет юристов в этой области. В тех компаниях, в которых такие юристы есть, придерживаются нашего методологического руководства. Все компании пользуются едиными программными продуктами для управления ИС.

Наш подход к управлению ИС связан с продуктовой моделью. В центре находится не объект интеллектуальной собственности, а продукт, вокруг которого и строится, и развивается облако ИС. Если продукт не развивается, то некоторые объекты интеллектуальной собственности, например исходный код или товарный знак, могут использоваться в других продуктах. Иногда объекты интеллектуальной собственности списываются.

Постепенно компания стала экосистемой, в которой серьезную нишу заняли объекты интеллектуальной собственности. На них в том числе строятся элементы взаимодействия внутри экосистемы, а значит, их необходимо контролировать и управлять ими.

ЮЛИЯ Для нас формирование системы происходило органично. В 2018 г. была создана группа управления интеллектуальной собственностью для внедрения системы управления рисками в области интеллектуальной собственности в группе компаний, а в 2020 г. был уже сформирован отдел для полноценного IP-комплаенса по ISO-стандартам, который самостоятельно осуществляет все регистрационные действия с объектами интеллектуальной собственности группы компаний МТС.

— Сколько человек в этом отделе? Вы привлекаете внешних консультантов?

АННА В отделе пять специалистов и два стажера. В штате также есть патентные поверенные. Абсолютно точно в этой области должны быть внутренние специалисты, способные проводить экспертизу с учетом всех особенностей компании. Конечно, с тем объемом управления интеллектуальной собственностью, который присутствует в МТС, подразделение постоянно загружено. Надеемся, что у нас будет возможность расширяться. Мы привлекаем сторонних специалистов в разумных пределах в качестве дополнительных рук или второй пары глаз для контроля, что ничуть не умаляет роль внутренних специалистов.

— Как удается обеспечить взаимодействие в такой нестандартной структуре, где объединены несколько видов комплаенса?

АННА Мы объединены общей процедурой. Антикоррупционный комплаенс выделен в самостоятельное подразделение за пределами юридического блока. В моем департаменте сосредоточены так называемые юридические комплаенсы. Отдельно существуют IP-контроли, антимонопольные контроли, контроли, связанные с инсайтом и иными регуляторными рискам. Они независимы друг от друга и часто находятся на разных этапах управления продуктами. Тем не менее, их объединяют ISO стандарты построения комплаенс систем.

— Насколько бизнес осознает важность защиты интеллектуальной собственности?

ЮЛИЯ В группе компаний сформировалась культура осознания, что интеллектуальная собственность является одним из самых ценных активов. Коллеги своевременно защищают интеллектуальную собственность и уважительно относятся к интеллектуальной собственности других участников рынка, наше обучение сыграло в этом свою роль. Если раньше к нам в основном приходили только с названиями, то теперь интересуются, как получить патенты, проверить домен, зарегистрировать товарный знак. Помимо обязательного обучения при приеме на работу в компании ежегодно проводится добровольное онлайн-обучение, и его востребованность растет. Самое полезное на практике — ​это чек-листы, «шпаргалки» для сотрудников.

— В разговорах про управление ИС зачастую возникает вопрос о том, как хранить и учитывать объекты ИС. Как в МТС ведется управление таким большим портфолио активов

ЮЛИЯ Наш отдел занимается управленческим учетом с позиции нормативных документов для проверок и комплаенса. В компании был создан инструмент «Карточка объектов интеллектуальной собственности в продукте», который дает доступ владельцам продуктов к перечню объектов ИС, используемых ими в продуктах и рекомендациям по управлению рисками, связанными с ними, выданными экспертами Отдела управления интеллектуальной собственности. Все начиналось с простой формы в Excel, а сейчас у нас уже около года существует заявка на создании карточки во внутренняя система ProdBPM. Продукты объединяются в портфели для расчетов вероятности наступления рисков с помощью калькулятора рисков. Это наша собственная разработка, состоящая из двух частей. Вход — ​это отдельное ПО, которое доработано коллегами, а также Jira. Мы планируем сделать ее единой: ProdBPM с кабинетами, чатом для общения.

Также у нас есть собственная программа по товарным знакам — ​«Мониторинг нарушений прав на товарные знаки». Она будет расширена за счет еще двух модулей: проверки нейминга, позволяющей быстро работать с маркетологами, а также реестра товарных знаков, в котором планируется автоматизировать процесс сбора информации о процессе регистрации товарного знака.

— Расскажите, пожалуйста, немного о системе мониторинга нарушений. Кто за нее отвечает и как она работает?

ЮЛИЯ Мониторинг нарушения прав на товарные знаки — ​это автоматизированная система. Это рабочее место юриста, где есть карточка товарного знака, в которой ведется работа. Количество товарных знаков, находящихся на мониторинге, растет с появлением новых продуктов. На уровне претензий завершается около 80 % споров. В отдельных случаях дело доходит до суда, тогда подключаются коллеги из судебного отдела. Иногда все заканчивается на этапе подачи искового заявления, поскольку нарушения прав на IP грозят значительными взысканиями. Благодаря программе мониторинга и грамотной работе юристов судебных разбирательств немного.

— Все это реализовано собственными силами, без привлечения внешних вендоров?

ЮЛИЯ Главным образом, реализация производится силами IT подразделения Группы — ​МТС Digital. Они сейчас разрабатывают для нас реестр, в котором будет отслеживаться весь путь от момента заявки до регистрации товарного знака с автоматической загрузкой документов, которые приходят к нам на почту из Роспатента. К концу года мы планируем запустить тестовую версию.

АННА Важно донести до бизнеса то, как можно упростить, автоматизировать и оптимизировать управление интеллектуальной собственностью в компании. Ключевой момент — ​показать бизнесу, насколько улучшится вся система управления объектами интеллектуальной собственности. Если бы не было такого количества объемов информации, которую выдает IP-отдел, вряд ли бизнес понимал бы ценность этого. У бизнеса совершенно другие задачи. Я бы даже сказала, что мы больше заинтересованы в том, чтобы бизнес нас услышал и понял.

— Замечу, что вы сильно отличаетесь от других телеком компаний столь серьезным подходом к интеллектуальной собственности.

АННА Думаю, отчасти в этом наша специфика. Я бы сравнивала нас с точки зрения управления интеллектуальной собственностью не с другими телеком-операторами, а с другими экосистемами — ​«Яндексом», «Сбером», так как МТС — ​это экосистема цифровых продуктов и сервисов.

— Как санкционные ограничения повлияли на управление интеллектуальной собственностью в компании?

ЮЛИЯ На первый план вышла задача регистрации ПО в отечественном реестре, сейчас мы пересматриваем этот процесс. Для того, чтобы упростить и ускорить процедуру регистрации, вместо подачи огромного пакета документов в Минцифру, мы регистрируем ПО в Роспатенте и затем в Реестре отечественного ПО. Пока заявок немного, около двух-трех в месяц, но в ближайшем будущем их число будет расти.

АННА Мы продолжаем идти путем защиты интеллектуальной собственности и ведения полноценного IP-комплаенса. Безусловно, появилось много вопросов в связи с тем, что иностранные вендоры не выполняют в полной мере свои обязательства. Но это не ведет к нарушению прав ИС. Мы ищем альтернативные программные продукты на российском рынке, либо пробуем создавать собственное ПО, либо пытаемся договариваться с вендорами о получении лицензии на поставки ПО и техподдержке в России. Мы абсолютно точно не поднимаем пиратский флаг (о чем сейчас много говорят). Мы так долго развивали культуру защиты интеллектуальной собственности, что не можем отступать от этой стратегии.

Возможно, вам будет
интересно