№ 9 (75) 2018
LEGAL TECH

Legal Geek / Legal Design Geek

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Хольгер Цшайге, генеральный директор Infotropic Media

В прошлом году конференцию Legal Geek в Лондоне посетило более 1 тысячи человек. 17 октября этого года участников было в два раза больше, и они представляли 40 стран мира. При этом конференция проводится всего третий раз. Ее организует не юрист Джимми Вестбрик (Jimmy Vestbirk) и еще «два с половиной человека» (Именно так Джимми охарактеризовал свою команду). Своими впечатлениями от конференции делится Хольгер Цшайге. «Конференций про Legal Tech много, но Legal Geek один», — заключает он.

Legal Geek

Чтобы понять формат и размах, представьте себе ПМЮФ, но с интересными темами, нескучными спикерами, вкусной едой и в 20 раз дешевле. Несмотря на то что аудитория состояла в основном из юристов, лишь один участник пришел в костюме с галстуком. Ему можно это «простить», он все-таки Her Majesty’s Advocate General for Scotland, и его анонсировали как The Right Honourable Lord Richard Keen. Я выпрямился в кресле.

Интересен состав спонсоров конференции. Среди основных четырех — Freshfields, Thomson Reuters, CenturyLink и University of Law — только один вендор LegalTech-решений, для которого это всего лишь одно из множества направлений. Подчеркну: юридическая фирма (Freshfields) и образовательное учреждение (University of Law) захотели позиционировать себя в качестве двигателей прогресса. В составе спонсоров второго эшелона вендоров было, конечно, больше. Но даже The Law Society сочла нужным поддержать мероприятие о современных технологиях для юристов (Кстати, American Bar Association не просто спонсирует, а организует одну из крупнейших в США конференций, посвященных Legal Tech, — ABA TECHSHOW). Интересно, когда мы в России увидим ФПА среди партнеров конференций, посвященных Legal Tech?

Стратегически важную инвестицию сделал фонд «Сколково», став спонсором конференции и тем самым открыв публике глаза на динамичное развитие отрасли в России. Думаю, что многие участники конференции даже не подозревали, что в этой стране есть Legal Tech, пока не увидели на стенде фонда названия компаний на русском языке. Понятно, что выход российских вендоров на западные рынки — дорога в тысячу миль. Но главное сделать первый шаг.

В Москве для конференции с 2 тысячами участников арендуют Кремлевский дворец, в Лондоне — склад пивзавода. И это работает. На Legal Geek главное — нетворкинг, а для этого пространства было предостаточно. Я не только «развиртуализировался» со многими знакомыми по Facebook и LinkedIn, но и случайно встретил старых друзей, которых не видел уже несколько лет.

Еще одно отличие от российских юридических мероприятий заключалось в том, что конференция открылась не докладом какого-нибудь чиновника или представителя крупного спонсора, а выступлением George Biggar, основателя благотворительной организации Mind, которая борется с такой болезнью как депрессия. Его мать стала жертвой депрессии, и сын, будучи преуспевающим адвокатом, прошлой зимой вместе с тремя друзьями переплыл на гребной лодке Атлантику, чтобы собрать £240 тыс. в пользу больных депрессией. Заодно он побил мировой рекорд по скорости пересечения Атлантики на гребной лодке. Вот такими разносторонними бывают юристы. А для отечественных юристов-благотворителей есть новая идея — заняться не освоенным пока видом спорта Legal Boat Race.

Вполне возможно, что в предыдущие годы кто-либо из российских энтузиастов посетил Legal Geek. В этом же году присутствие участников мероприятия из России было организованным и массовым. Частично это связано с проведением в Москве командой Legal Geek в мае 2018 г. первого этапа Tour Around The World. Москву они выбрали сознательно, но совершенно не знали, что их ожидает, и были крайне приятно удивлены тем, как динамично развивается в России рынок Legal Tech. 14 стартапов боролись во ФРИИ за возможность участвовать в питчинг-сессии самой крутой LegalTech-конференции Европы. Это больше, чем в Сингапуре, Сиднее или Сан-Франциско. Два победителя — «Правовед» и «ТурбоКонтракт» — поехали за счет Legal Geek в Лондон, получили бесплатное выставочное место и участвовали наравне с другими стартапами со всего мира в специальной сессии, на которой за пять минут рассказали о своем проекте. Фонд «Сколково» представил на стенде пять стартапов: указанный ранее «Правовед», а также «Онлайн Патент», FastLaw, IPChain, «ЕЮС». Антон Пронин, отвечающий в фонде за направление Legal Tech, рассказал участникам Legal Geek о том, как российское государство в лице фонда поддерживает LegalTech-стартапы.

Выступления проходили параллельно в разных местах, что заставляло делать непростой выбор между сессиями / спикерами. На главной сцене выступали спикеры с программными докладами, на второй сцене проводились мероприятия для инхаусов и питч-сессии стартапов. Во время перерывов состоялся ряд очень интересных активностей на пространстве разных спонсоров и партнеров. Например, на территории Law Society можно было поговорить со спикерами каждого тематического блока. Это способствовало быстрому освобождению зала, поскольку участникам не приходилось дожидаться спикера у сцены. На стенде Law Society во время перерыва можно было посмотреть демонстрацию LegalTech-продуктов, у стенда University of Law — поговорить о юридическом образовании, а у стенда Thomson Reuters — принять участие в интерактивном брейнсторминге на тему Automated Law или Connected Law. CenturyLink оборудовала целый автотрек и устроила гонки на тему «Кто самый быстрый в Legal Tech». Был организован и Flash Mob Meeting Point, на котором люди во время перерыва могли побеседовать на заданную тему (про блокчейн, кибербезопасность, регтех). Такой формат позволяет легко найти людей со схожими интересами.

Общих тем было несколько. В рамках каждой тематической сессии спикеры в основном рассказывали о своем личном опыте или о работе своей компании. Программных речей без связи с практикой было мало. Начали с любимой для западных конференций (и важной) темы «Доступ к правосудию» (Access to Justice). Отсутствие у большинства населения даже самых цивилизованных стран возможности оплатить качественные платные юридические услуги рассматривается как существенное нарушение прав человека. Борьбу с этим ведут и государства, и юридический бизнес, и предприниматели Legal Tech. Так, если на рынке B2C появление новых игроков заметно улучшило ситуацию, то на традиционном рынке юридических услуг изменения происходят медленно — слишком медленно, как все признают.

Еще одной важной темой для обсуждения стали изменения и готовность к ним всех игроков на рынке. Слова «Change» и «Innovation» звучат прогрессивно и динамично, но когда речь заходит о конкретике, выясняется, что большинство игроков готово «опустить в холодную воду пока только палец», в то время как запуск многих LegalTech-стартапов зависит от готовности потенциальных клиентов погрузиться в бурный поток изменений и инноваций «всем телом». Частично государства могут стимулировать интерес частного сектора. Например, Сингапур планирует стать мировым центром Legal Tech, цифровая трансформация юридического бизнеса в этой стране стала государственной задачей. И не говорите, что Сингапуру проще, потому что это богатое маленькое государство… Им это богатство не свалилось на голову, еще полвека назад Сингапур был богом забытым куском земли без ресурсов и инфраструктуры.

Третья тематическая сессия была посвящена юридическому образованию, Legal Design и вопросу о том, должен ли юрист уметь программировать. В отношении последнего вопроса преобладающим мнением спикеров стало «не должен!». Стратегия большинства разработчиков LegalTech-решений нацелена на инструменты no-code или low-code.

На завершающей сессии представители инвестиционных фондов и инкубаторов рассказали о том, как LegalTech-стартапам привлекать инвестиции в свои проекты, какие направления для инвесторов являются приоритетными и как избежать ошибок.

Отдельно хотелось бы рассказать о еде. Накормить более 2 тысяч людей — задача непростая. В разных частях помещения размещались точки со здоровой едой и напитками, также работал кофе-бар с профессиональными бариста. На обед организаторы выдали участникам мероприятия купоны и пригласили на площадку перед зданием проведения конференции разных местных food trucks, которые предлагали широкий выбор вкусной еды, от традиционных для местности Fish & Chips до бургеров и мексиканского стритфуда. Мне эта концепция понравилась. Ни одна кейтеринговая компания не в состоянии обеспечить такой широкий ассортимент. Кульминацией изобретательности стала раздача на главной сцене бесплатного пива перед последней сессией, и не какого-нибудь определенного сорта, а под названием «AI Paisley Snail», сваренного искусственным интеллектом. Текущая версия рецептуры (Paisley Snail v1.16p) была специально адаптирована для Thomson Reuters, и вкус получился очень неплохим. Можно долго обсуждать, заменит или не заменит искусственный интеллект юристов, но в качестве пивовара он уже прошел мой личный фейсконтроль. Особенно ценно то, что все вы можете повлиять на вкус этого сорта пива, обучая ИИ (См.: Intelligentx.ai/paisley). Независимо от того, варит ли ИИ на самом деле данное пиво, гениальность проведения подобных акций на мероприятиях доказывает, что в итоге человеческий интеллект остается непревзойденным.

Legal Design Geek

Организаторы Legal Geek между большими конференциями проводят точечные мероприятия, одной из самых обсуждаемых тем на которых является Legal Design. В связи с этим Jimmy Vestbirk решил на следующий день организовать конференцию Legal Design Geek. Пришло более 200 человек — приличное число для относительно нового тренда.

На конференции выступили, пожалуй, все звезды Legal Design, кроме Margaret Hagan из стэнфордского Legal Design Lab. Были Stefania Passera (которая в 2013 г. придумала термин «Legal Design»), Helena Haapio, Astrid Kohlmeier и, конечно, Meera Klemola и Marie Potel-Saville из финского Dot. Legal Design. Финляндия — один из мировых центров Legal Design, именно там в 2017 г. состоялась самая масштабная в мире конференция на эту тему — Legal Design Summit.

Давайте определимся со значением термина «Legal Design», в отношении которого существует немало заблуждений. Многие юристы считают, что речь идет действительно о дизайне чего-то в их работе, например, документов. Это не так. Правильнее было бы назвать явление развернуто — «Legal Design Thinking», поскольку речь идет о подходе к разработке юридических услуг в цифровой экономике. Юридические услуги должны разрабатываться для людей и быть понятны простому смертному. При этом неважно, кто оказывает эти услуги — юрист или алгоритм. Разработчики юридических услуг должны подойти к своей задаче так, как подходят к разработке нового айфона дизайнеры Apple. Не считать, как инженеры Microsoft, что пользователи обойдутся комбинацией Ctrl-Alt-Del, а сделать каждую операцию максимально простой и интуитивно понятной.

Простой пример — условия использования сервиса (Terms of Service) популярных интернет-сервисов. Даже юристы не читают этот бесконечный набор букв, а простые смертные тем более. Хотя нередко нажатием на кнопку «I agree» пользователь позволяет сервису обращаться с его личными данными и контентом весьма свободно. Художник Дима Яровинский визуализировал Terms of Service ведущих онлайн-сервисов для художественной инсталляции «I Agree» (См.: https://www.designboom.com/readers/dima-yarovinsky-visualizes-facebook-instagram-snapchat-terms-of-service‑05–07–2018/). Кстати, самыми длинными оказались условия «всеобщего любимца публики» Инстаграма.

Доклады были в основном о методике Design Thinking в работе юристов, личном опыте спикеров при ее применении и удивительных результатах. Ярким примером стала работа Stefania Passera для LegalTech-стартапа Juro. Основатели просили Стефанию создать им лучшую политику конфиденциальности в мире. С результатом каждый может ознакомиться на сайте дизайнера (См.: https://stefaniapassera.com/portfolio/juro/).

В перерывах участников привлекали к разным интересным активностям: команда Dot. Legal Design помогала сориентировать юридический документ на разных людей (Persona-based design), а команда Legal Geek позвала на Speed Networking и воркшоп с Lego.

Интересной фишкой Legal Design Geek стала сессия «Open Mic» в самом конце. Желающих выступить на самой конференции было так много, что включить их всех в программу оказалось невозможно. Но в рамках данной сессии все имели возможность высказаться, и это здорово разнообразило формат мероприятия.

Статья опубликована в Legal Insight № 9, 2018.

Возможно, вам будет
интересно