Несколько лет назад по всему миру, включая Россию, прокатилась волна популярности приложений для мобильных устройств, которые позволяют загрузить то или иное изображение и выбрать стиль,
соответствующий тому или иному художнику (к примеру, Prisma, Mlvch). После обработки приложение выдает выбранное пользователем изображение в таком виде, в каком его нарисовал бы автор, например
картину «Крик» Эдварда Мунка.
Такой впечатляющий результат достигается посредством использования технологии «нейронная сеть». Не углубляясь в технические детали, поясним, что нейронные сети — это способные к обучению и самообучению компьютерные программы, действующие в соответствии не только с заданным алгоритмом, но и с абстракт-
ными принципами, выводимыми на основании предыдущих итераций работы. Например, если нейронной сети предложить фотографии и указать, на каких фотографиях изображен мужчина, а на какой — женщина, то со временем сеть сможет практически безошибочно отличать мужчин от женщин, основываясь на самостоятельно выработанных закономерностях.
Используемая в мобильных приложениях нейронная сеть освоила закономерности, соответствующие стилям тех или иных художников, и применяет их для «перерисовки» предоставленного пользователем изображения.
Техническая составляющая таких приложений, безусловно, впечатляет, однако не менее актуальной представляется юридическая сторона «творчества» нейронных сетей, которая уже в ближайшее время наверняка станет поводом для судебных разбирательств, связанных с рядом вопросов. Может ли пользователь приложения утверждать, что является автором изображения, созданного с помощью нейронной сети? Могут ли это делать программисты, создавшие алгоритмы для данных нейронных сетей? Можно ли требовать выплаты роялти за использование полученных с помощью нейронных сетей изображений? Подобные частные вопросы приводят к одному, более общему: в каких случаях любое произведение, созданное при участии компьютера, подлежит охране, и кто при этом является его автором и правообладателем?
Описываемые технологии воспринимаются как новые, тем не менее первые нейронные сети появились еще в 1965 г., а вопрос о том, как регулируются произведения, являющиеся результатом деятельности компьютера, Бюро авторских прав США впервые поднимало в 1966 г. С тех пор ни одна правовая система так и не смогла дать точный ответ на этот вопрос.
Юристы Baker McKenzie Вадим Перевалов и Олег Блинов в своей статье «Мечтают ли адроиды об авторском праве?» рассматривают принципы, на основе которых подобные вопросы могут решаться в правовых системах США, Австралии, Великобритании и России. И хотя они приводят гипотетические ситуации, связанные прежде всего с созданием изображений, это не должно ввести читателя в заблуждение относительно возможностей нейронных сетей. В действительности они способны справляться с удивительно широким спектром задач. Уже сейчас нейронные сети могут писать музыку, создавать стихотворения, обыгрывать людей в Jeopardy (американский аналог «Своей игры») и ставить медицинские диагнозы.
Читайте статью в Legal Insight. 2018. № 4 и 5.