№ 2 (48) 2016
БАНКРОТСТВО

Брачный договор в банкротном деле

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Брачный договор есть сделка, а значит, она может быть оспорена. Дает ли Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дополнительные основания для оспаривания брачного договора? Что происходит с иными взаимными правами и обязанностями, не касающимися правового режима имущества? 

Содержание брачного договора

Для начала определим возможное содержание брачного договора, предложенное ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ). Рассматриваемый договор можно разбить на следующие части:

1. Правовой режим имущества.

2. Взаимное содержание.

3. Участие в доходах друг друга.

4. Порядок несения семейных расходов.

5. Определение правовой судьбы имущества на случай расторжения брака.

6. Иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

В большинстве брачных договоров предусматриваются только 1-й и 5-й пункты: супруги/будущие супруги определяют режим собственности (раздельная, долевая, совместная) или устанавливают (что случается нечасто), какое из нераспределенного имущества кому достанется в случае развода. Всеми остальными возможностями брачного договора у нас пользуются крайне редко в силу неосведомленности.

Пункт 2 в перечне статьи 42 СК РФ указывает на возможность определения прав и обязанностей супругов по взаимному содержанию. Некоторые авторы определяют его как алиментные обязательства. Однако это не совсем верно. Статьи 89 и 90 СК РФ связывают право и корреспондирующую обязанность на получение/выплату алиментов с нуждаемостью и нетрудоспособностью супруга, претендующего на получение алиментов. В то же время положение по содержанию в брачном договоре не зависит от данных условий. Кроме того, законодатель указывает именно на взаимность в содержании, что предполагает возмездность в данных отношениях между супругами — каждый из них должен принять на себя обязанность содержать другого при наступлении тех или иных обстоятельств.

Эти обязанности могут различаться по объему и содержанию, но должны быть возложены на обоих. Благодаря получению определенного имущества в качестве содержания один из супругов формирует собственное (личное) имущество, поскольку оно направлено на обеспечение поддержания определенного уровня жизни супруга, хотя и в рамках семьи. Данное содержание может осуществляться в различной форме (не только в денежной) и быть предоставлено как в период брака, так и после его расторжения.

Пункт об участии в доходах супруга/супруги имеет смысл включать в брачный договор в случае наличия личной собственности супругов в виде доходов (режим раздельной собственности). Можно установить, как и в каком размере один супруг участвует в доходах другого. К примеру, муж обязуется передавать жене половину своих доходов от предпринимательской деятельности. Следует обратить внимание на формулировку законодателя о том, что супруги участвуют в доходах друг друга. Участие должно быть взаимным, но не обязательно эквивалентным.

В положениях брачного договора об установлении порядка несения каждым из супругов семейных расходов можно предусмотреть расходы, направленные на обеспечение потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Оспаривание брачного договора как сделки, совершенной с целью причинения вреда другим кредиторам

Исходя из содержания брачного договора, обозначим несколько проблем, которые могут возникнуть при банкротстве одного из супругов. Первая из них касается возможности оспаривания брачного договора. Помимо общих оснований оспаривания сделки, заложенных в Гражданском кодексе и специально предусмотренных СК, Закон о банкротстве дает нам еще одно основание, а именно оспаривание брачного договора каксделки, совершенной с целью причинения вреда другим кредиторам.

Согласно ч. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве, сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления, и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов, и если другая сторона сделки знала об указанной
цели должника к моментусовершения сделки (подозрительная сделка). Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом, либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.

Проблема кроется в критерияхоценки наличия имущественного вреда. В брачном договоре, как указано выше, делят имеющееся имущество или определяют режим имущества, приобретенного в будущем, то есть мы имеем дело с разделом.

Делить имущество в брачном договоре необязательно поровну. Вполне нормальная ситуация, когда супруги сознательно отходят от принципа равенства. Например, супруге с учетом наличия ребенка и невысокого заработка муж соглашается передать в личную собственность 65% от нажитого имущества, оставляя себе 35%. Если эти 65% составляют сотни миллионов рублей, что превышает потребности супруги и ребенка, а оставшихся 35% недостаточно для исполнения обязательств перед кредиторами, то в таком случае очевидна цель «вывода активов» и причинение имущественного вреда кредиторам. Однако бывают и промежуточные, неочевидные ситуации. Поэтому условия каждого брачного договора должны быть обстоятельно исследованы при его оспаривании на основании упомянутой нормы.

Права и обязанности супруга-банкрота по взаимному содержанию

Еще одна проблема заключается в правах и обязанностях супругов по взаимному содержанию. Например, согласно брачному контракту, супруг-банкрот имеет право получать содержание ежемесячно, какдо подачи заявления о признании банкротом, так и после (возможно, всю жизнь). Что делать сэтими деньгами?

Включать ли в конкурсную массу ежемесячно поступающие платежи? До каких пор? Что делать с обязанностью супруга-банкрота по взаимному содержанию?

Полагаем, что ответ на вопрос, что делать с содержанием, положенным супругу-банкроту, заложен в ч. 2 ст. 131 Закона о банкротстве, в котором указано, что из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущественные права, связанные с личностью должника. Право на получение взаимного содержания от супруга представляется связанным с личностью, как и права на алименты, а значит подлежащим исключению из конкурсной массы.

Что же касается обязательств, то по общему правилу ст. 213.28 Закона о банкротстве все обязательства гражданина после расчета с кредиторами прекращаются. Однако, согласно п. 5 названной статьи, обязательства, связанные с личностью кредитора, сохраняют свою силу. Таким образом, взаимные права и обязанности по содержанию друг друга таковыми и остаются после признания гражданина банкротом.

Следует иметь в виду, что в рамках банкротного дела супруг не обязательно может быть банкротом. Он может являться лицом, привлеченным/привлекаемым к субсидиарной ответственности, например, как руководитель компании-банкрота. Тогда супруг по общим правилам ст. 45 Семейного кодекса РФ будет отвечать своим имуществом. Если его не хватает, кредитор вправе требовать выдела доли из совместно нажитого. Если все уже поделено в брачном договоре, и поделено с явным намерением уменьшить долю такомусупругу, дабы кредиторам ничего не досталось, тогда такой договор можно оспорить, опираясь на ст. 10 и ст. 168 Гражданского кодекса РФ. Верховный Суд РФ уже неоднократно подчеркивал, что сделка, совершенная исключительно с намерением причинить вреддругомулицу, является
ничтожной. Резюмируя вышесказанное, необходимо дополнительно регламентировать возможность оспаривания брачных договоров при рассмотрении дел о банкротстве.

Возможно, вам будет
интересно