№ 4 (50) 2016

От редактора

Впервые за пятилетнюю историю выхода в свет Legal Insight на его обложке вместо изображения, иллюстрирующего тему, размещена фотография героя интервью номера — Ричарда Сасскинда. Готовя в апреле 2011 г. пилотный номер журнала, в котором была опубликована рецензия на книгу Сасскинда «The End of Lawyers?», мы вряд ли могли подумать, что спустя пять лет опубликуем его развернутое интервью. За эти годы мрачное будущее, которое Ричард предрекал юристам, постепенно стало превращаться в их настоящее, причем не только в Великобритании (о последних трендах рынка юридических услуг Туманного Альбиона пишет Наталья Чумак), но и в России, где 13 апреля впервые состоялась конференция Legal Tech (подробнее об этом читайте в отчете Хольгера Цшайге). «У них [юристов] было пять лет на то, чтобы смириться с неотвратимостью изменений», — говорит в своем интервью Сасскинд.

По мнению Ричарда, рынок юридических услуг меняется под воздействием трех глобальных факторов — давления, оказываемого ценами, новыми конкурентами (аудиторскими компаниями, юридическими издательствами и пр.) и техноло- гиями. К 2020 г. помимо методов обработки документов и средств общения до неузнаваемости изменятся процесс оказания юридических услуг и сама правовая система (подробнее о будущем системы правосудия и права в целом речь пойдет во второй части интервью в июньском номере).

И все же Ричард Сасскинд считает, что в течение ближайших 10–15 лет безработица юристам не грозит. То, насколько его идеи актуальны для России, рассуждает Андрей Городисский, управляющий партнер и основатель юридической фирмы «Андрей Городисский и партнеры». Мы благодарим нашего постоянного автора Романа Ходыкина за то, что он согласился на время стать для нас коллегой: взять у Сасскинда в Лондоне интервью и помочь в его подготовке к публикации.

О вызовах, которые в период нынешнего кризиса стоят перед российскими юристами, мы говорили с Айдаром Султановым, руководителем юридического департамента «Нижнекамснефтихима», и Юрием Монастырским, партнером юридической фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры». В этом номере мы также продолжаем рассматривать рынок юридических услуг стран СНГ. На этот раз вниманию читателей предлагаются два исследования: об утилизации и реализации часов в юридических фирмах и о рынке юридических услуг Средней Азии.

И конечно, мы не могли не рассказать о решении Гаагского суда по «делу Юкоса», которое служит лучшим доказательством того, что скрупулезная работа юристов приносит свои плоды, а арбитраж порой представляет собой игру «в долгую». Впереди у нас VI Петербургский международный юридический форум и церемония награждения конкурса «Лучшие юридические департаменты России — 2016», о чем мы вам расскажем уже в июньском номере.

САМЫЕ ГРОМКИЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Отмена решений арбитража по «делу ЮКОСа»: как это произошло и что будет дальше?
Самым обсуждаемым судебным событием апреля 2016 г. стал вердикт окружного суда Гааги, отменивший решения арбитражей, вынесенных по искам Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum — акционеров ликвидированного ОАО «НК “ЮКОС”» к Российской Федерации. Попробуем разобраться в том, почему заявление об оспаривании решений арбитражей рассматривалось окружным судом Гааги; почему суд признал, что арбитры не обладали соответствующей юрисдикцией; и как отмена решения арбитража повлияет на его исполнение в других странах?
ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
«Конкурент, который вас уничтожит, не будет похож на вас…»
Роман Ходыкин (Роман Ходыкин — партнер лондонского офиса фирмы Berwin Leighton Paisner LLP, солиситор Высших судов Англии и Уэльса, кандидат юридиче- ских наук, доцент. Ведет в Legal Insight авторскую колонку «Международный арбитраж в России и СНГ: взгляд из Лондона».) взял интервью у профессора Ричарда Сасскинда, автора известной книги «The End of Lawyers?» («Конец эры юристов?»). Основной областью его исследований является будущее профессиональных услуг и, в частности, влияние информационных технологий и Интернета на методы работы юристов. Сасскинд занимается изучением юридических технологий уже более 30 лет. В этом номере мы публикуем первую часть интервью, в которой речь пойдет о рынке юридических услуг. Вторая часть интервью, посвященная системе правосудия в будущем, будет опубликована в следующем номере.
LEGAL SUCCESS
Рынок юридических услуг Великобритании: новые тренды
Юридические услуги составляют примерно 1,6% ВВП Великобритании. Три из пяти самых крупных юридических фирм в мире имеют головные офисы в Лондоне. Правовой рынок Туманного Альбиона обеспечивает трудоустройство более чем 300 тыс. людей в 12 тыс. юридических фирм и десятках адвокатских контор и является своего рода законодателем «моды» в мировом юридическом бизнесе. Специально для нашего журнала в преддверии Петербургского международного юридического форума Наталья Чумак, партнер и один из основателей английской фирмы Signature Litigation, проанализировала ряд исследований рынка юридических услуг Великобритании и выделила три главных тренда: реструктуризацию провайдеров (как путем слияния, так и за счет дробления и появления новых игроков), использование инноваций в модели предоставления юридических услуг, а также применение новых технологий в работе юристов.
«С высоты птичьего полета»: обзор рынка юридических услуг Средней Азии
Продолжаем серию публикаций о рынках юридических услуг на постсоветском пространстве. Большая часть оборота крупных международных юридических фирм формируется за пределами США и Великобритании, в основном на растущих рынках, одним из которых является Средняя Азия. Интеграционные процессы в рамках Евразийского и Таможенного союзов заставляют и российских юристов следить за состоянием и перспективами рынков юридических услуг в странах этого региона. Юридическая фирма Colibri, работающая в Средней Азии, провела в начале 2016 г. небольшое исследование рынка юридических услуг Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Знакомим читателей с самыми важными результатами.
Не пора ли убить «корову»?
Основатель перуанской AJE Group часто рассказывает студентам западных бизнес-школ историю о том, как два туриста встретили в Андах почти нищего фермера. На вопрос, почему он беден, фермер сослался на то, что кроме одной коровы у него больше нет никаких средств к существованию. Лет через двадцать те же туристы вновь посетили деревню и не поверили своим глазам: у фермера были собственные поля, большой дом, несколько машин... «Как вам удалось разбогатеть?» — спросили они. «Вы знаете, моя корова умерла, и мне пришлось придумывать что-то новое», — ответил фермер. У юридического консалтинга тоже есть своя «корова», можно сказать, священная. Это почасовая модель оплаты работы юристов (billable hours). В отличие от коровы фермера, она еще при жизни сделала своего хозяина богатым. Но и эта «корова» когда-нибудь умрет, и тогда юристам также придется придумывать что-то новое. Изменить свою бизнес-модель они могут только с помощью технологий, поэтому 13 апреля 2016 г. Legal Insight и ФРИИ провели первую в России конференцию, посвященную влиянию новых технологий на работу юристов, — Legal Tech 2016.
«Серьезная юридическая фирма должна быть закрытой»
Время — деньги: утилизация и реализация в юридических фирмах в СНГ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В КОМПАНИИ: ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА
«Нам удалось пройти „по лезвию бритвы“»
Юридический департамент компании «Нижнекамскнефтехим» неоднократно становился победителем конкурса «Лучшие юридические департаменты России». С 1997 г. команду юристов компании возглавляет Айдар Султанов. Свой трудовой путь он начал в «Нижнекамскнефтехиме» в качестве электрика 5-го разряда, и только спустя несколько лет, во время обучения на заочном отделении юридического факультета Казанского государственного университета, начал юридическую карьеру в этой компании. О том, какие задачи решают юристы одной из крупнейших нефтехимических компаний Европы, мы говорили с А. Султановым накануне церемонии награждения победителей конкурса «Лучшие юридические департаменты России — 2016».
РЕКЛАМА
Product placement — это реклама?
Для продвижения товаров и услуг рекламодателями активно используется product placement. При этом в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. No 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) отсутствует понятие product placement. На практике данная категория также не имеет четкой квалификации. Это ведет к возникновению спорных ситуаций, связанных с ошибочной квалификацией product placement в качестве информации, органично интегрированной в произведения науки, литературы или искусства, которая согласно Закону о рекламе не является рекламой. Если органично интегрированная информация по своим признакам будет признана рекламой, то рекламодатель обязан будет соблюдать требования, предъявляемые к ее размещению согласно Закону о рекламе.
НАЛОГИ
НДС при реализации компьютерных игр
Развитие индустрии компьютерных игр сопровождается появлением множества коммерческих моделей распространения данной разновидности развлекательной продукции. Спорность квалификации компьютерных игр как того или иного вида результатов интеллектуальной деятельности ставит на повестку весьма нетривиальный вопрос о налоговых последствиях распространения продуктов игровой индустрии в части исчисления и уплаты НДС.