В бытовом понимании праздник 8 марта утратил свой изначальный посыл: с борьбы за женские права акцент сместился на поздравление женщин, проявление к ним уважения и любви. Отмечая Международный женский день, мы часто забываем, что это — веха борьбы за гендерное равноправие, которое достигалось долго и трудно. Да и нельзя сказать, что все проблемы остались в прошлом [1]. Зависимость от отца и мужа и невозможность получить «серьезную» профессию трансформировались сегодня в вопросы «гендерного разнообразия», равной оплаты за равный труд и споры об эффективности совместной собственности супругов и смысле брака как такового. Защита прав женщин сместилась на такие актуальные проблемы как право на аборт, домашнее и сексуальное насилие, суррогатное материнство и вспомогательная репродукция и т. д. Но нашим предшественницам было, конечно, сложнее — им в гораздо большей степени противостояло общественное мнение. Что и говорить, даже получить образование (кроме домашнего) девочки долгое время не могли. Европейские университеты открыли двери для женщин лишь во второй половине XIX века. Но кое-кому из прекрасных дам все же удавалось пробиться в мужское общество. Поэтому в честь 8 Марта мы решили вспомнить о первых женщинах-юристах.
О Екатерине Абрамовне Флейшиц (1888– 1968) — одной из первых женщин-адвокатов в России написано достаточно много. Родилась в Кременчуге Полтавской губернии, где ее отец трудился частным поверенным при Полтавском окружном суде. Окончив с золотой медалью женскую гимназию, Екатерина уехала во Францию, поступила на юридический факультет Парижского университета. Окончив с отличием Сорбонну, она вернулась в Россию и в 1909 г. сдала экстерном экзамены за курс юридического факультета в Петербургском университете, получив диплом первой степени. В том же году была принята помощником присяжного поверенного округа Петербургской судебной палаты и стала первой в России женщиной-помощником адвоката. Однако долго заниматься адвокатской деятельностью ей не удалось.
Первая же ее попытка выступить в суде в качестве адвоката встретила яростный протест прокурора. Скромному и незаметному делу Дубровского, Пантафилова и Кадильника, обвиняемых в краже бильярдных шаров, суждено было войти в историю не только русского судебного процесса, но и русской общественной жизни. Товарищ прокурора Г. Ненарокомов сравнил выдачу женщине свидетельства на звание присяжного поверенного с выдачей свидетельства умалишенному, несовершеннолетнему, ограниченному в правах или иностранному подданному. В итоге, несмотря на определение суда, признавшего возможным участие в процессе женщины-адвоката, прокурор отказался от выступления и покинул судебное заседание.
По этому поводу министр юстиции И. Г. Щегловитов обратился с запросом в Сенат, который разъяснил, что женщины имеют право выступать в защиту чужих прав только по гражданским делам. Вскоре окружной совет присяжных поверенных по представлению судебной палаты лишил Флейшиц статуса помощника поверенного. Покидая зал, Екатерина Абрамовна бросила в сторону прокурора: «Вот уж поистине противная сторона!».
57% мужчин и женщин рассматривают 8 марта как Международный женский день, а 30% считают его Днем весны. Часть респондентов воспринимают эту дату как повод вспомнить о роли женщины в обществе. Так, 7% опрошенных назвали 8 марта днем, посвященным борьбе за права женщин, а 5% — днем их поддержки. Для самих женщин праздник является прежде всего поводом отдохнуть (об этом сказали 53% респонденток)*.
*Раскрыто отношение россиян к 8 Марта: Явления: Ценности: Lenta.ru.
Как это часто бывает, запреты поддерживались под предлогом защиты прекрасного пола от тягот бытия. Аргументов было много, от места женщины в семье, до необходимости беречь ее моральный облик и хрупкую психику. Знаменитый судья А. Ф. Кони последовательно приводил контраргументы: «Женщина будет иметь опасное, незримое влияние на судей, это — сирена, соблазнительница Ева, которая ничем не будет брезгать, чтобы повлиять на судью. И тут же, рядом, говорят, что необходимо охранять ее стыдливость, поберечь ее нервы. Но надо же быть последовательным: если она соблазнительница, никакими приемами не брезгающая, то у нее стыдливости искать напрасно. Притом женщина, как адвокат, может являться защитницей по уголовному делу, где только и могут быть эти грязные подробности, или по назначению суда, или по выбору клиента. Относительно клиента она всегда имеет возможность не принять на себя его защиты, и, следовательно, вопрос о вынужденном оскорблении ее стыдливости падает. А относительно назначения судом, то я думаю, что председатель суда, который назначил бы женщину-адвоката защитницей по делу о мужеложстве, или о скотоложстве, или вообще о чем-либо подобном, был бы достоин дисциплинарного взыскания. Он не должен позволять себе назначать женщин на такие дела. Он обязан заботиться об ее стыдливости, а не закон».
По данным журнала Forbes, в 2023 г. Индекс деловой активности женщин в России (WBI) достиг максимума за всю историю измерений. Хотя оплата труда женщин в найме попрежнему меньше, чем у мужчин на аналогичных позициях (по последним данным, в среднем на 25%), их доля в советах директоров российских компаний выросла до 8,4%*.
* Молчи и рожай: каким был для российских женщин 2023 год // Forbes Woman.
Уже в статусе профессора Екатерина Абрамовна преподавала в Институте внешней торговли, на юридическом факультете МГУ, в институте им. Плеханова и других высших учебных заведениях, а также участвовала в комиссиях по составлению законопроектов. Она была наставницей ряда выдающихся юристов, среди которых и известный советский и российский правовед Александр Маковский (1930–2020), тепло вспоминавший о ней как об обаятельном и высоко- интеллектуальном человеке.
Исторический анекдот*
Юная Екатерина Абрамовна Флейшиц, поступив в аспирантуру к Иосифу Алексеевичу Покровскому, признанному мэтру правоведения, много работала.
В юридической среде в первой трети ХХ века остро стоял вопрос о проблеме возмещения морального вреда, в частности вопрос о денежной компенсации. Екатерина Абрамовна написала статью по этому поводу, где обосновала неприемлемость денежной компенсации за моральный ущерб, и принесла эту статью И. А. Покровскому.«Катенька, — спросил мэтр, — неужели Вы в самом деле против денежной компенсации морального вреда?» «Конечно! Как можно деньгами возместить моральный вред!» — горячо воскликнула Е. Флейшиц.
«Вы правы, — ответил ей умудренный профессор, — но его легче перенести, когда есть деньги, чем когда их нет».Впоследствии это стало нормой гражданского права, которая действует и по сегодняшний день.
* Екатерина Флейшиц — первая леди-адвокат России | Улицами Кременчуга (archive.org).
По совпадению, именно у Анатолия Федоровича Кони помощником в суде начала свою юридическую карьеру Елизавета Федосеевна Козьмина (1852–1927), которая в феврале 1875 года первой из женщин успешно выдержала экзамен на звание частного поверенного.
Е. Ф. Козьмина начала успешно выступать в судах в качестве защитника, одержала несколько побед, в числе которых сложный процесс по делу о большом купеческом наследстве. В мае 1874 г. вышли новые правила о частных поверенных — все они должны были иметь высшее юридическое образование или сдать экзамены в окружных судах. Елизавета обратилась в Нижегородский окружной суд с просьбой о разрешении сдачи экзамена и выдержала его на «отлично».
В 1875 г. Козьмина обратилась в Московскую судебную палату с ходатайством о допущении ее к экзамену на звание частного поверенного при этой палате. Судебная палата отказала ей в прошении, ссылаясь на правительственный указ от 14 января 1871 г. и циркуляр министра юстиции о недопущении женщин к получению права на звание частного поверенного. 6 сентября 1875 г. она подала жалобу в Правительствующий Сенат. Сенат отменил решение Московской судебной палаты, но в 1876 г. министр юстиции запретил женщинам работать в адвокатуре и приказал аннулировать их свидетельства. Свидетельство, выданное Е. Ф. Козьминой Нижегородским окружным судом, было отобрано, а карьера адвоката прекращена [2].
Февральская революция 1917 г. уничтожила препятствия для появления женщин в адвокатуре, и уже в марте 1917 г. совет присяжных в Москве получил 45 прошений от женщин о зачислении. Постановлением Временного правительства от 1 июня 1917 г. была отменена пресловутая статья 406/19, и женщины получили равные с мужчинами права на доступ к профессии адвоката [3].
ДЛЯ СПРАВКИ
В дореволюционном русском судебном законодательстве понятие «адвокат» не использовалось. Были присяжные поверенные — адвокаты на государственной службе с высшим юридическим образованием и пятилетним стажем работы в качестве помощника присяжного поверенного; частные поверенные — лица, сдавшие экзамен в конкретном суде и получившие право выступать в нем. Частные поверенные могли участвовать не больше чем в 3 гражданских делах в год и в неограниченном числе уголовных дел без свидетельства.
Еще существовали помощники присяжных поверенных. Они должны были иметь высшее юридическое образование и пять лет стажировки у присяжного поверенного. Наиболее известные помощники присяжных поверенных — В. И. Ленин и А. Я. Вышинский, генеральный прокурор СССР с 1935 по 1939 год.
Помощник присяжного поверенного получал право выступать в судах только при наличии свидетельства частного поверенного или доверенности клиента.
Первым юристом, профессором права считается итальянка Беттизия Гоццадини (1209–1261). Она же является и первой женщиной — преподавателем ВУЗа. О ее жизни мы знаем ничтожно мало. Считается, что она смогла получить образование, переодевшись мужчиной. Преподаватели Болонского университета были так впечатлены ее интеллектом, что разрешили ей сдать все экзамены на степень доктора в области права. Беттизия осталась преподавать в родной альма-матер. Чтобы не отвлекать студентов своей красотой, лекции она читала по одной версии — из-за ширмы, по другой — завесив лицо вуалью. Но пример Беттизии, конечно, исключение, которое, как известно, лишь подтверждает правило.
Лишь в конце XIX века девушки могли уже свободно учиться в университетах во многих странах Европы. Получив образование, они стремились реализовать себя в профессиональной деятельности, проходя через непонимание, неприятие, осуждение, законодательные запреты.
Во Франции закон, разрешивший женщинам быть адвокатами, был принят в 1900 г. И первой женщиной-адвокатом стала уроженка Российской империи Ольга Пети.
Ольга Пети (1870–1966) родилась в Киеве (по другим данным — в Корсуни) в семье еврейского сахарозаводчика. В 1892 г. она окончила юридический факультет Сорбонны, а в 1900 г. в возрасте 30 лет принесла адвокатскую присягу в Первой палате Апелляционного суда Парижа. Суд был битком набит людьми, пожелавшими стать свидетелями этого события. Ее муж, Эжен Пети, был помощником парижского адвоката Александра Мильерана, который приобрел известность благодаря ведению политических процессов. Впоследствии Мильеран станет первым социалистом в правительстве Франции и 12-м Президентом Франции (1920–1924).
Ольга Пети защитила диссертацию на степень доктора права. После революции Ольга вместе с мужем активно помогали деятелям русской культуры, эмигрировавшим во Францию, и способствовали культурному сближению России и Франции. В их доме бывали Лев Шестов (брат Ольги был женат на сестре философа), Зинаида
Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Марк Алданов, Иван Бунин. Ольга также пробовала себя в литературе, за свою долгую жизни она написала нескольких романов и драм, которые шли на русской сцене в Париже.
На право называться первой женщиной-адвокатом во Франции претендует и Жанна Шовен, активно участвовавшая в кампании за допущение женщин к адвокатуре. Она принесла адвокатскую присягу также в 1900 году на несколько дней позже Ольги Пети.
Жанна Шовен (1862–1926) родилась в семье нотариуса. Жанна блестяще училась; окончив университет, преподавала курс права в парижских школах для девочек. Первой из француженок она получила докторскую степень в области права. Обсуждение ее диссертации в Сорбонне прерывалось криками и провокационными песнями в исполнении протестующих мужчин. Только после вмешательства охранников она смогла, наконец, завершить обсуждение своей диссертации о «профессиях, доступных женщинам в римском и французском праве». Жанна Шовен и Мария Челига-Лоэви первы- ми выступили за предоставление незамужней матери права разыскивать отца и требовать алименты на ребенка (в 1912 г. во Франции был принят закон, по которому незамужние женщины могли добиваться выплаты алиментов от отца своих детей).
В Италии закон, открывший женщинам доступ практически ко всем профессиям, включая адвокатскую деятельность, был принят на девятнадцать лет позже, чем во Франции, в 1919 году. История первой итальянской женщины-адвоката вдохновила создателей сериала «Закон Лидии Поэт», который вышел в феврале прошлого года на платформе Netflix.
Лидия Поэт (1855–1949) младшая из семи детей в состоятельной семье итальянских вальденсов — религиозного течения, исповедующего традиции и ценности раннего христианства. В 1871 году она закончила колледж в Швейцарии и получила диплом учителя старших классов по английскому, немецкому и французскому зыкам. Вернувшись в Италию, продолжила обучение на медицинском факультете в Турине, затем перевелась на юридическое отделение. В 1881 г. защитила диссертацию о положении женщин в обществе и их избирательном праве. В 1883 г. успешно сдала квалификационный экзамен и стала членом Ассоциации адвокатов Турина. В поддержку ее кандидатуры проголосовали 45 из 50 членов Ассоциации, включая ее работодателя, однако двое противников принятия Лидии покинули организацию в знак протеста. Так Лидия Поэт стала первой женщиной Италии, которая получила право вести адвокатскую практику. Однако вскоре коллегия адвокатов одумалась и запретила ей заниматься адвокатской деятельностью на том простом основании, что она — женщина. Но Поэт это не остановило, она стала работать в адвокатской конторе своего брата. Когда брат отсутствовал, Лидия брала на себя ведение всех его дел, но подписывать своим именем официальные письма или выступать в суде она не могла. Только в 65 лет Лидия Поэт официально стала первой в Италии женщиной, принятой в коллегию адвокатов. А в 1922 году она возглавила Туринский комитет за избирательное право для женщин. В России к тому времени женщины уже имели избирательные права.
Говоря о первых женщинах-юристах, нельзя не вспомнить прецедент, созданный в 1869 г. в США Арабеллой Мэнсфилд (1846–1911). Ей удалось сдать адвокатский экзамен несмотря на то, что в штате Айова, где она жила, сдать его мог только белый мужчина. Вскоре Айова стал первым штатом США, который позволил женщинам заниматься юридической практикой. Хотя Мэнсфилд и была принята в коллегию адвокатов, она не занималась юридической практикой, сосредоточившись на преподавании в колледже и борьбе за права женщин.
Сегодня в России соотношение мужчин и женщин среди адвокатов почти сравнялось: 58,5% адвокатов-мужчин и 41,5% женщин [4]. Статистики по гендерному составу юридических фирм и юридических департаментов не ведется, но, если судить по участникам юридических мероприятий и конкурсов юридических департаментов среди юристов, обслуживающих бизнес, женщины точно не в меньшинстве.
Пристальное внимание в гендерному равноправию среди судей уделяется во всем мире. С 2021 г. по инициативе ООН отмечается даже международный день судей-женщин. На сайте ООН, посвященном этому празднику, отмечается, что в большинстве европейских стран среди профессиональных судей или магистратов женщин больше, чем мужчин. Больше всего женщин среди судей в Латвии и Словении — 80%. В российском судебном корпусе доля сотрудников-женщин составляет 66% — это один из самых высоких показателей в мире. Похожая картина наблюдается в Польше и в Нидерландах — 63% и 75% женщин в судах соответственно. Во Франции женщины составляют 54% судей, в Италии — 48%.
Профессия судьи в России все чаще воспринимается как женская. Массовый приход женщин в судейскую профессию приходится на годы Великой Отечественной войны. В мировых судах 70% судей — женщины. В судах уровня субъекта РФ мужчин и женщин почти поровну — 43% против 57%. В Верховном суде РФ женщин 32%, а в Конституционном суде РФ всего 20%: две женщины и девять мужчин. В европейских странах женщины составляют 41% судей в национальных верховных судах и только 25% председателей судов.
Рассуждая о том, есть ли у женщин-юристов преимущества по сравнению с мужчинами, женщины — партнеры юридических фирм отметили следующие характеристики*:
- Женщины по природе более гибкие, многозадачные и усидчивые
- Женщинам помогают интуиция, обаяние, красота, умение слушать, умение «постоять в сторонке», а потом в нужное время «попасть в дамки», умение не только вызвать доверие клиента, но и оправдать его
- От женщин в меньшей степени ожидается жесткость, напористость, умение держать удар и даже ловкость в переговорах
- Женщине-юристу проще, чем мужчине установить эмоциональную связь
* Женщины в праве: стереотипы, преграды и успехи//pravo.ru.
По данным социологов, к феминизации профессии судьи в России приводит рекрутинг «из секретарей суда», именно из этой категории работников главным образом приходят новые судьи. У них есть важное преимущество: опыт ведения дел и знания особенностей судебного документооборота. Как правило, труд секре- тарей суда малооплачиваемый, поэтому для мужчин он недостаточно доходен и не обещает быстрого карьерного продвижения [5].
Среди более чем 800 авторов Legal Insight 40% составляют женщины
Несмотря на большие усилия, попытки обеспечить большее количество женщин в судебной системе англосаксонских стран не привели к успеху. В США женщин-судей лишь 30%, в Канаде — 33%, в Великобритании — 23%. И хотя именно в этих странах повсеместно говорится о поддержке женщин в юридических фирмах и корпорациях, в них существуют даже специальные сотрудники, занимающимися вопросами гендерного многообразия, цель пропорционального представительства женщин среди юристов там остается нереализованной [6].
За какую-то сотню лет мир очень изменился, и сегодня все больше женщин занимаются юриспруденцией. Для сегодняшней молодежи нет ничего необычного в том, что девушки стремятся сделать карьеру в юридических профессиях. Мы хотели напомнить всем нам, что еще совсем недавно (в исторической ретроспективе) все было иначе.
Материал подготовлен Ириной Боченковой
[1] Об основных этапах борьбы женщин за свои права есть много исследований, отметим один из проектов в области истории женского движения и современного права «Women’s legal landmarks», которым занимаются английские правоведы Эрика Рэкли (Erika Rackley) и Розмари Ашмути (Rosmary Auschmuty). Women’s Legal Landmarks — Research at Kent (womenslegallandmarks.com).
[2] Первая женщина-адвокат в России: кто она? // advgazeta. ru. К вопросу о «женской адвокатуре» в дореволюционной России|//Center Bereg — юридический портал (center-bereg.ru)
[3] Крестьянников Е. «Бабы перестанут работать и скажут: мы пойдем в адвокаты» // Родина, 2016. N 5 (516). «Бабы перестанут работать и скажут: мы пойдем в адвокаты» — Родина (rodina-history.ru)
[4] Сведения о составе адвокатского сообщества в Российской Федерации за 2023 год (fparf.ru)
[5] Ученые изучили гендерный состав российского судейского сообщества — 66% кресел занимают женщины// pravo.ru.
[6] Об этом написано несколько книг Э. Рэкли, включая книгу «Женщины, судейство и судебная система», удостоенную в 2013 г. премии Биркса общества ученых-юристов.