№ 04 (130) 2024
МАРКЕТИНГ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Кейсы как основа для продвижения юридической фирмы

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Совсем недавно мы подвели итоги исследования The CASE by Legal Insight, при проведении которого в очередной раз столкнулись с неумением юристов описывать кейсы. Экспертам конкурса пришлось изучать многостраничные судебные решения, чтобы найти в них ответ на вопрос, что же такого важного есть в деле, которое юристы сочли меняющим правовую реальность. Екатерина Сербина, консультант по юридическому PR и маркетингу, специально для Legal Insight собрала мнения наших коллег из «Право.ру» и «Российского газеты», которые рассказали об ошибках юристов при написании кейсов и о том, какие кейсы получают высокие баллы в рейтингах, в правовых конкурсах и в СМИ.

Основу для продвижения любой юридической компании составляет экспертиза ее юристов. Однако клиент не может воочию увидеть юридическую услугу, взять ее в руки и каким-либо образом взвесить, то есть у него нет возможности прямо оценить неосязаемый интеллектуальный труд юристов.

Какой же инструмент пиара и маркетинга использовать юристам для того, чтобы показать клиенту свой опыт и юридическую экспертизу? Архимед, решая задачи, скромно искал точку опоры, чтобы перевернуть свой мир. В юридическом бизнесе рейтинги, публикации в СМИ и даже могущественное сарафанное радио используют этот инструмент как информационную основу. Речь идет о кейсах.

С моей точки зрения, хорошие кейсы — это основа основ для продвижения юристов и их фирм, потому что они показывают, как работают юристы, каковы скорость, качество и надежность их работы, а также высвечивают прочие абстрактные понятия юридической экспертизы.

Я предлагаю оценить маркетинговый и репутационный потенциал этого инструмента. Что отличает хороший кейс от плохого, какие ошибки допускают юристы и почему с описанием кейсов у них все не так просто — ответы на эти вопросы дают эксперты, отсмотревшие тысячи кейсов и отобравшие лучшие из них для конкурсов, рейтингов и публикаций в СМИ.

Умение описывать кейсы — приобретаемый навык

Мнения экспертов по поводу того, умеют ли юристы упаковывать свою юридическую экспертизу в кейсы и в чем заключена основная трудность этого дела, разделились.

Александр Московкин, руководитель блока «Право» на сайте «Российской газеты», оценивает умение и навык юристов описывать кейсы в среднем на шесть баллов из десяти: «Конечно, встречаются и такие, которые умеют делать это на все десять баллов, но такое бывает очень редко».

Также Александр, отмечает, что ньюльфы (юридические фирмы, созданные на базе международных юридических фирм — ильфов — прим. ред.) при подаче кейсов в рейтинг «РГ» показывают высочайший класс структурирования информации. Самые крупные рульфы ничем им не уступают, а иногда даже превосходят их, например в части оформления и подачи информации, дизайна заявки.

Вероника Галкина, руководитель рейтинга «Право‐300», уверена, что многие юристы умеют хорошо описывать кейсы: «Это умение точно не зависит от численности сотрудников фирмы».

Маргарита Гаскарова, редактор журнала Legal Insight, убеждена, что мало кто из юристов умеет описывать свои кейсы: «Как правило, при описании они уходят в ненужную детализацию и цитируют судебные тексты, а еще чаще пишут о том, как много ими сделано и какие они молодцы. Важно ли это читателю? Не думаю. Ему важно, каков результат данного кейса и что он дает не сторонам спора, а другим людям или другому бизнесу».

Эксперты выделяют несколько причин, по которым юристам сложно описывать кейсы. Во-первых, в российских ВУЗах этому системно не обучают. Во-вторых, немногие люди умеют просто и ясно доносить до других свои мысли. Понятно, что среди юристов таковых больше, чем в других областях, тем не менее это отдельный навык и особый талант. В-третьих, существует склонность юристов маскировать пустоту непонятными словами и длинными предложениями. Многие всерьез полагают, что выглядят умными, употребляя в разговоре много слов, понятных лишь коллегам-юристам.

На мой взгляд, для большинства юристов описание кейсов — дополнительная нагрузка, потому что при этом им приходится смотреть на себя глазами клиента. А с непривычки это трудно любому человеку. Кроме того, описывая кейс, юрист понимает, что его работу будут оценивать другие люди и что нет никаких гарантий относительно того, что все они будут ему аплодировать…

Кейс показывает компетентность

Самая распространенная схема построения кейса всем известна: проблема (с чем пришел клиент); решение (как юрфирма / юрист / адвокат отстаивали его интересы); результат (чего удалось достичь в итоге).

Юристы же, как правило, пишут о том, как они решали проблему, то есть освещают только одну сторону кейса: «мы вошли в процесс, когда все горело», «подали пять ходатайств, провели две экспертизы», «уверенно доказали в суде, что ответчик / истец — негодяй, а потом решили обратиться в апелляцию…» и т. п. С точки зрения юриста подобным образом он описывает самое важное и что делать нужно именно так, потому что этим он акцентирует внимание на юридической компетентности. Но для построения отношений, установления доверия между юристом и потенциальными клиентами этого недостаточно.

Кейс как формат максимально близок к реальности и потребностям ваших клиентов. Именно кейсы, а не обучающий и развлекательный контент, подводят клиента к нужному состоянию «хочу так же». Вот почему хороший кейс должен быть подробным, доходчивым и направленным на удовлетворение интересов потенциального клиента.

«Юристам важно уметь рассказывать про свои кейсы, поскольку это отличная нативная реклама их услуг. — считает Алексей Малаховский, журналист «Право.ру», — Подобным способом специалист подсвечивает уровень собственной экспертизы. Далеко не все юристы обладают таким навыком, но это нормально, ведь не каждый профессионал может стать классным преподавателем по своему профилю».

Кейс — это продающий контент

Остановимся на том, что гарантированно делает кейс юриста более понятным и привлекательным для клиентов. Некоторые элементы способ- ствуют тому, чтобы клиент «зацепился» за кейс, запомнил его, узнал в нем свою ситуацию, задумался и осознал, что здесь содержится решение его проблемы. Такой кейс непременно выделит вашу юридическую фирму на фоне остальных, заметно повысив доверие со стороны клиента.

Чтобы кейс стал для клиента запоминающимся, стоит изложить в его описании как развивалась ситуация — перечислить препятствия и трудности, встретившиеся на пути решения проблемы, указать, что при этом было примечательного, отметить масштаб проблемы клиента и обстоятельства, в которых приходилось работать юристам.

Чем выгоден данный формат? Тем, что помо- гает клиенту, находящемуся в поиске решения проблемы, мысленно примерить на себя опыт тех, кто уже успешно преодолел подобную си- туацию. Данный подход абсолютно рационален и в то же время способствует установлению отношений, повышению доверия, а соответственно, и шансов на успешное сотрудничество юристов с клиентом.

Еще раз отмечу, что хороший кейс не только показывает работу юристов (количество возражений, направленных в налоговую службу, пройденные судебные инстанции, количество сохраненных для клиента денег и пр.), но и акцентирует внимание на том, в каких обстоятельствах пришлось бороться с оппонентами клиента, защищая его интересы.

Помимо этого в юридическом бизнесе до сих пор актуальны услуги «переводчика с юридического на общечеловеческий». По мнению Александра Московкина, по-настоящему хороший юрист способен доходчиво объяснить суть любого спора, даже самого сложного. «Немногие обладают этим качеством. Однако этот навык можно развить и научиться общаться с кем угодно без злоупотребления терминами и сложными языковыми конструкциями».

Как кейсы управляют репутацией

В книге «Анатомия привычек» Джеймса Клира есть интересная мысль. «Даже если вы не можете выиграть из-за того, что лучше других, вы можете выиграть потому, что отличаетесь от других. Хороший игрок старается победить в игре, в которую играют все остальные. Великий игрок создает новую игру, которая благоприятна для его сильных сторон и обходит слабые».

Юридический бизнес — это своего рода игра, в которой любой юрист хочет победить. Но в нее также играют все остальные. Используя кейсы, юрист создает свою игру, благоприятную для его сильных сторон и одновременно снимающую с него нагрузку.

Путем показа своих юридических знаний и опыта с помощью 10–15 хорошо написанных кейсов вам будет проще убедить клиентов на длинном отрезке времени в наличии у вас компетенций и таланта. К тому же вы станете более заметным игроком.

Хорошо написанные кейсы нуждаются в продвижении в СМИ и на различных мероприятиях. Они укрепляют и развивают отношения с коллегами, представляют отдельных юристов или юридическую компанию в рейтингах, конкурсах, становятся поводом для передачи по сарафанному радио и т. д.

На юридическом рынке есть много прекрасных кейсов, которые еще не описаны. Одна из задач эффективного пиара и маркетинга заключается в том, чтобы выявить кейсы, которые при правильной подаче вызовут интерес СМИ, клиентов и представителей профессиональной аудитории.

Современный юридический рынок и клиенты ждут полезных кейсов, им нужны умные профессионалы, нацеленные на победу. И такая потребность сегодня весьма высока.

Мнение экспертов

Маргарита Гаскарова, главный редактор Legal Insight

Наше исследование The Case by Legal Insight проводится не ради составления рейтинга юридических фирм. Мы оцениваем кейсы, в которых они участвовали и добились результата, изменившего правовую реальность.

Экспертам конкурса важно знать не то, какую задачу клиента решал юрист, сколько часов потратил на это, какой была сумма иска и т. п. Им важны результат конкретного кейса и его значение для правоприменительной практики и каким образом он был достигнут.

Наша анкета представляет собой структуру описания кейса, но именно с заполнением анкеты возникают сложности. Например, юристам бывает трудно сформулировать значимость своего кейса: является ли он прецедентным и что именно меняет в правовой реальности. Такое описание требует подумать над тем, что удалось привнести в практику, изменить, каковы экономические последствия кейса, — то есть оценить свою работу с иной точки зрения.

Вероника Галкина, руководитель рейтинга «Право-300»

Сейчас многие фирмы ежегодно подают анкеты для участия в рейтингах и уже обладают навыком их заполнения и представления своих кейсов. В анкетах, заполняемых юристами, часто встречается большое количество канцеляризмов, юридических терминов и сложных языковых конструкций. Либо, наоборот, описание проекта бывает слишком коротким. А нужна золотая середина: краткое, но емкое по содержанию, четкое описание проекта с акцентом на значительные детали.

Если кейс действительно оказался значимым для фирмы, очень важно грамотно рассказать о нем: отметить суть проекта, порядок и содержание работы, определить капитализацию и значение для клиента и для правовой системы в целом. На мой взгляд, здесь важна командная работа юриста и маркетолога. Как правило, если юрист не может идеально описать кейс, как требуется для рейтинга, маркетолог способен помочь ему в этом. Хуже обстоит дело, если юрист передает в маркетинг недостаточно информации о проекте.

Мне и экспертам запоминаются громкие проекты с положительным результатом для клиента, описанием примененного инновационного подхода и нестандартных решений.

Александр Московкин, руководитель блока «Право» на сайте «Российской газеты»

Все рейтинги, конкурсы строятся на оценке кейсов. Однако юристы продолжают делать одни и те же ошибки, несмотря на многолетнюю тренировку в написании кейсов.

Информация плохо структурирована. Слишком много деталей, юрист приводит ненужные или несущественные подробности, утрачивая суть изложения.

Сложный язык. С этим аналитики рейтинга «Российской газеты» справляются. Но нужно понимать следующее: когда на рассмотрении у организаторов рейтинга находится не- сколько сотен кейсов, они невольно обращают внимание на то, как подана информация. Она должна быть изложена наиболее комфортно для восприятия и оценки. В итоге, чем проще и нагляднее изложена информация, тем лучше. Когда на включение в рейтинг поступают сотни проектов, никто не будет восполнять недостаточную информативность вашего кейса, дополнительно искать где-то недостающие сведения, пытаясь выяснить важные подробности. Обычно при малейшем сомнении все трактуется не в пользу заявителя, за исключением редких случаев.

Упущены базовые вещи, которые должны быть в любом кейсе. Базовой является информация о том, в чем состоит ценность данного проекта для клиента, в чем заключаются суть юридической работы и экономическая эффективность того или иного кейса. Эффект для клиента, достигнутый результат должен быть измерен в каких-то понятных единицах, которые можно проверить (это очень желательно): либо капитализация повысилась, либо акционерная стоимость уменьшилась или увеличилась, либо спор стал прецедентным.

Алексей Малаховский, журналист «Право.ру»

Я, как журналист, часто получаю кейсы, которые юристы хотят «опубличить», дабы как-то повлиять на общественное мнение, на оппонентов или даже на суд. Подобные дела нередко описываются пафосными фразами наподобие «это невероятно резонансное дело», «с таким кейсом я еще не сталкивался за 30 лет практики» и т. д. Не скрою, у меня это вызывает улыбку. Еще раз подчеркну: чтобы заинтересовать отраслевое СМИ, юристу нужно четко и кратко пояснить, в чем именно заключается необычность / важность данного дела по сравнению с остальными.

Допустим, удалось взыскать рекордную сумму компенсации за моральный вред. Имейте в виду, вдумчивый журналист не поведется на вашу попытку осветить банальное дело бравурными фразами о его якобы уникальности. При внимательном рассмотрении кейса этот флер быстро смывается, и в следующий раз журналист даже не станет подробно изучать какое-либо другое ваше дело.

Хороший кейс, как правило, обладает одним или несколькими из четырех критериев:

1) меняет правоприменительную практику / создает прецедент;

2) имеет общественную значимость / влияет на широкий круг лиц;

3) содержит яркие цифры (высокую сумму требований для данной категории дел, рекордный срок рассмотрения спора и т. п.);

4) касается известных людей.

Возможно, вам будет
интересно