№ 01 (137) 2025
БРИКС: ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕКЛАРАЦИЙ К БИЗНЕС-ПРОЕКТАМ

БРИКС: от политических деклараций к бизнес-проектам

ПОДЕЛИТЬСЯ:

За почти 20 лет существования у БРИКС сформировалась репутация сугубо политического объединения развивающихся стран, имеющего весьма опосредованное отношение к проблемам экономики в целом и бизнеса «на земле» в частности. Однако российское председательство в 2024 г. показало, что помимо политических деклараций площадка может (и хочет) реализовывать свой огромный потенциал для решения наиболее острых проблем бизнеса. Вместе с GR-консультантами Kesarev мы запускаем новую рубрику в журнале, посвященную БРИКС. Серию статей открывает материал, в котором проанализирована динамика развития этого объединения, приоритеты и повестка. Авторы дают ответ на вопрос: чем же БРИКС может быть полезен бизнесу?

Основные преимущества работы с БРИКС

В последние годы аббревиатура «БРИКС» прочно закрепилась на первых полосах российских и мировых СМИ, выйдя за рамки предмета исследований экспертов-­ международников.

Доминирование организации в информационном поле во многом обусловлено масштабными мероприятиями, проведенными под эгидой российского председательства в 2024 г. В текущих геополитических условиях наблюдатели чаще воспринимают БРИКС как абстрактный элемент борьбы за многополярный мировой порядок, игнорируя практические аспекты бизнес-­ сотрудничества стран-­ участниц.

По итогам проведенного анализа мы выделили наиболее актуальные для российского бизнеса преимущества работы на площадках БРИКС:

Участие в финансируемых Новым банком развития инфраструктурных проектах БРИКС в сфере транспорта, ИТ, зеленой энергетики, защиты окружающей среды и в других отраслях.

Использование площадки Делового совета в целях:

  • влияния на глобальную повестку БРИКС через механизмы работы Делового совета, позволяющие формировать и включать собственные предложения по развитию того или иного рынка / отрасли в перечень рекомендаций для лидеров стран БРИКС;
  • установления контактов с потенциальными клиентами и партнерами из стран БРИКС, обмена опытом и повышения эффективности двустороннего сотрудничества с ключевыми стратегическими партнерами;
  • взаимодействия с российскими компаниями и обмена опытом по вопросам сотрудничества с компаниями стран БРИКС, в том числе по вопросам выхода на зарубежные рынки, проведения международных платежей в дружественные юрисдикции;
  • доступа к аналитическим и научным исследованиям, статистической информации, отраслевым рейтингам компаний-­ стран БРИКС;
  • участия в исследовательской деятельности.

Взаимодействие с российскими государственными стейкхолдерами, ответственными за реализацию повестки БРИКС в курируемых отраслях, что дает возможность предоставить экспертизу компании в своей сфере деятельности и стать «экспертом первого выбора» как для регулятора, так и для зарубежных партнеров. Работа с профильными органами власти также позволяет компаниям включиться в работу в закрытых отраслевых рабочих группах при госорганах и принимать участие в разработке отраслевых международных стандартов.

Краткая история объединения: цели, задачи

БРИКС возник как неформальное объединение развивающихся стран в середине 2000‑х годов и впоследствии был официально учрежден как межправительственная организация, целью которой является расширение представительства развивающихся стран в рамках существующих международных институтов посредством координации позиций по ключевым вопросам глобальной повестки.

Первый официальный саммит группы с участием Бразилии, России, Индии и Китая состоялся в 2009 г.

— В 2010 г. к организации присоединилась ЮАР.

— В начале 2024 г. в БРИКС были приняты Эфиопия, Египет, Иран и ОАЭ.

В начале 2025 г. Индонезия стала десятым полноправным членом БРИКС.

При этом Аргентина, получившая приглашение присоединиться к БРИКС в 2023 г., отказалась от вступления в группу после избрания нового президента, а Саудовская Аравия, несмотря на изначально анонсированное вступление в январе 2024 г., не является полноправным членом БРИКС, но принимает участие в большинстве мероприятий группы в статусе «приглашенной страны», а председательствующая в этом году Бразилия указала Саудовскую Аравию в списке членов БРИКС. Индонезия, также получившая приглашение в ходе председательства ЮАР в 2023 г., приняла приглашение после президентских выборов, «отложив» вступление в БРИКС на год.

В конце 2024 г. члены БРИКС согласовали новый статус стран-­ партнеров, предполагающий участие в мероприятиях БРИКС без права голоса. В данном формате участвуют Беларусь, Боливия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Узбекистан.

Страны БРИКС различаются по структуре и объемам экономик и социально-­ культурным параметрам — это является естественным препятствием для развития интеграционных процессов внутри группы. Более того, на текущем этапе страны-­ члены сознательно ограничивают масштабы интеграции, выстраивая «точечное» сотрудничество по приоритетным направлениям, представляющим общий интерес (например, в области продовольственной безопасности, цифрового развития, транспортной инфраструктуры, трансграничных платежей и энергетики).

В чем уникальность БРИКС: структура управления, как проходят председательства, формата участия

БРИКС не имеет устойчивой институциональной структуры — в объединении отсутствуют постоянные наднациональные органы, уполномоченные вырабатывать общую политику стран-­ участниц и осуществлять контроль за ее реализацией. Постоянными институтами БРИКС являются только Новый банк развития и Деловой совет БРИКС.

По этой причине повестка БРИКС на ближайший год формируется и реализуется национальными органами страны-­ участницы, которая в данный момент является председателем объединения — в БРИКС действует механизм ротационного председательства с ежегодной сменой страны-­ председателя. Выработка и обсуждение решений происходит в формате заседаний межправительственных рабочих групп, регулярных встреч глав ведомств, тематических конференций и пр.

Учитывая разнообразие интересов стран-членов БРИКС, направления сотрудничества на ближайший год могут меняться или дополняться в соответствии с целями страны-председателя.

Каждый председатель формирует повестку с учетом коллективных интересов объединения, обеспечивая преемственность политики БРИКС, но при этом также стремится адаптировать ее под собственное стратегическое видение и национальные интересы.

В частности, повестка российского председательства в 2024 г. была сформирована с учетом итогов председательства ЮАР 2023 г. и особым вниманием к проблеме международных платежей — как страна-член БРИКС, в наибольшей степени пострадавшая от финансовых ограничений, введенных западными странами, Россия организовала наибольшее число мероприятий именно в рамках платежного трека.

Председательство России

По итогам российского председательства в 2024 г. наибольший прогресс был достигнут по нескольким приоритетным направлениям — развитие новых форматов сотрудничества со странами, не являющимися членами организации, и выработка рамочных решений в части создания альтернативной платежной инфраструктуры.

Институциональное развитие. В ходе работы над новым форматом участия в БРИКС были определены формальные полномочия страны-­ партнера. Государство-­ партнер не сможет влиять на процесс принятия решений в БРИКС, однако получит право участвовать в любых отраслевых мероприятиях по линии министерств стран-­ членов БРИКС. Помимо этого, в рамках председательства были также определены критерии присоединения страны к группе (в любом статусе).

Финансово-­ платежный трек. В ходе российского председательства были достигнуты следующие результаты в платежной сфере:

— Представлена Трансграничная платежная инициатива БРИКС (BCBPI). BCBPI представляет собой набор подходов к развитию сотрудничества стран-­ участниц в платежной сфере, направленных на создание новой наднациональной платежной инфраструктуры.

— Представлена концепция международной платежной системы BRICS Bridge — она будет включать в себя механизм передачи финансовых сообщений, не будет зависеть от банковской инфраструктуры и существующих систем передачи финансовых сообщений, в том числе SWIFT. Она будет основана на токенах, выпущенных центральными банками и привязанных к национальным валютам стран БРИКС.

— Запущен пилотный проект BRICS Pay — разрабатываемая на площадке Делового совета децентрализованная система международных расчетов, которая позволит осуществлять С2B и B2B платежи.

Представлена концепция независимой трансграничной расчетно-­ депозитарной инфраструктуры BRICS Clear — инициатива направлена на создание независимой депозитарной системы БРИКС, которая объединит финансовые рынки стран-­ участниц и заменит контролируемые западными странами аналоги.

Представлена концепция компании BRICS (Re)Insurance — независимой страховой инфраструктуры, предусматривающей предоставление страховых услуг для международной торговли, включая страхование грузов, товаров и услуг независимо от санкционных ограничений.

В 2025 г. дальнейшая реализация финансово-платежного трека будет во многом зависеть от собственных приоритетов нового председателя. С момента основания организации Бразилия воспринимала БРИКС как составную часть своей внешнеполитической стратегии, которая традиционно охватывала вопросы глобальной продовольственной безопасности и устойчивого развития. В этой связи стоит ожидать приоритизации сельскохозяйственного и климатического треков и, возможно, дальнейшего развития проекта Зерновой биржи БРИКС в рамках усилий по обеспечению продовольственной безопасности. При этом маловероятно, что финансово-­ платежная повестка, крайне важная для России и Ирана, будет в числе безусловных приоритетов бразильского председательства.

Основные институты и проводники бизнес-повестки БРИКС

Несмотря на довольно общую политическую рамку, в БРИКС созданы Деловой совет и Новый банк развития — постоянно действующие институты, которые способствуют вовлечению крупного бизнеса в достижение стратегических целей организации. Их деятельность открывает широкие возможности по обеспечению долгосрочного представительства интересов бизнеса на рынках стран-­ участниц и привлечению стратегического финансирования для крупных проектов.

Деловой совет представляет собой бизнес-площадку БРИКС, которая выступает ключевым каналом B2G коммуникации в масштабах объединения. Совет разделен на национальные секции, представленные компаниями из ведущих отраслей экономики стран-­ членов, как правило, на уровне CEO. Участники совета включены в состав тематических рабочих групп (всего — 9), в которых обсуждаются предложения по устранению существующих препятствий для развития торгово-­ экономических связей в рамках БРИКС. Разработанные по итогам года рекомендации включаются в открытый доклад, который направляется на рассмотрение лидерам БРИКС. Впоследствии отдельные инициативы могут прорабатываться на уровне национальных органов в случае оформления соответствующего поручения глав государств-членов объединения (как правило, включаются в декларации саммитов).

Российская часть Делового совета курируется Торгово-­ промышленной палатой (ТПП) России, которая является основной «точкой входа» в повестку бизнес-­ площадки. Именно на площадке ТПП происходит первичная проработка предложений и инициатив бизнеса, которые в случае поддержки могут быть вынесены руководством российской секции на обсуждение профильных рабочих групп совета.

Отметим, что руководящий состав российской части совета формируется распоряжением Президента РФ и в настоящий момент представлен РЖД, РФПИ, ВЭБ.РФ и Ростехом. Представительство крупных госкорпораций и окологосударственных структур отражает текущие приоритеты по «синхронизации» интересов государства и бизнеса в целях последовательного и, соответственно, более эффективного продвижения российских инициатив на уровне БРИКС.

Вместе с тем доминирование государственных компаний не накладывает формальных ограничений на участие других игроков в формировании российской повестки в Деловом совете. Напротив, ряд крупных частных российских компаний принимают активное участие в деятельности релевантных рабочих групп. По приглашению председателя совета (представитель страны, председательствующей в БРИКС) или национальной секции к работе совета может подключиться любая компания, чья отраслевая экспертиза поможет внести конструктивный вклад в выработку рекомендаций.

Новый банк развития (НБР) — это многосторонний финансовый институт, предоставляющий финансирование проектов в области устойчивого развития, а также энергетической, транспортной и цифровой инфраструктуры. В структуре управления НБР созданы Совет управляющих (определяет политику банка) и Совет директоров (одобряет и координирует реализацию проектов), в которые введены по два представителя от государств-­ членов банка. Россия представлена в руководящих органах НБР на уровне министра и замминистра финансов.

С момента своего создания в 2015 г. НБР выделил финансирование на реализацию более дюжины государственных и частных проектов на территории РФ. В частности, банк участвовал в софинансировании проектов таких компаний как МТС (расширение сети сотовой связи и облачных услуг) и «Сибур» (улучшение экологической инфраструктуры на предприятии «ЗапСибНефтехима»).

В 2022 г. НБР фактически приостановил реализацию российских проектов в связи с введением западных санкций против российской финансовой системы. В то же время «разморозка» деятельности института в РФ оставалась в повестке переговоров российских стейкхолдеров с коллегами по БРИКС, в т. ч. в ходе прямых контактов президента В. Путина и председателя НБР Дилмы Русеф.

В результате в декабре 2024 г. стало известно о возобновлении финансирования четырех ранее замороженных проектов, согласованных еще до 2022 г. Хотя конкретный механизм перечисления средств остается неизвестным, принятое решение однозначно сигнализирует о стремлении банка возобновить инвестиционное сотрудничество с российскими клиентами в рамках магистрального направления БРИКС по выстраиванию собственной финансовой и платежно-­ расчетной системы. Косвенным признаком скорого возобновления проектов НБР в РФ стали сообщения о проработке механизмов участия отечественных компаний в тендерах на закупки международных финансовых организаций, включая Новый банк развития, что представляется отдельным перспективным направлением для взаимодействия российского бизнеса с институтами БРИКС.

Кроме того, программа бразильского президента Лулы да Силвы по реформе глобальных институтов управления будет способствовать повышению роли Нового банка развития в финансировании международных проектов и, вероятно, его превращению в центральный элемент выстраиваемой альтернативной расчетно-­ финансовой системы БРИКС. Дополнительным стимулом этого процесса могут стать тесные связи между нынешним бразильским лидером и председателем НБР Дилмой Русеф (экс-президент Бразилии и соратница Лулы да Силвы).

С учетом существенно возросшей роли стран БРИКС в российской внешней торговле и привлечении иностранного капитала, за последний год в России сформировалась разветвленная сеть национальных стейкхолдеров, ответственных за взаимодействие с постоянными институтами и государствами-­ членами БРИКС.

Администрация президента. Общая координация государственной политики по выстраиванию взаимодействия с БРИКС осуществляется в администрации на уровне помощника президента по международным делам Ю. Ушакова.

Вместе с тем с октября 2024 г. замглавы администрации М. Орешкин назначен спецпредставителем президента по финансово-­ экономическому сотрудничеству со странами БРИКС и взаимодействию с Новым банком развития. В новом статусе г-н Орешкин будет непосредственно курировать проработку и реализацию крупных проектов в рамках БРИКС, в том числе Трансграничную платежную инициативу и Зерновую биржу.

Профильные ФОИВ и Банк России. Учитывая ранее описанную специфику институциональной структуры, согласование и реализация бизнес-­ инициатив в масштабах БРИКС происходит на уровне национальных органов исполнительной власти. В случае России это входит в зону ответственности профильных департаментов отраслевых ведомств (например, профильные подразделения Минфина и ЦБ отвечают за имплементацию платежного трека, Минсельхоза — сельскохозяйственного и т. д.).

Торгово-­ промышленная палата. ТПП выступает ключевым звеном на этапе сбора и проработки инициатив российского бизнеса, задействуя собственные рабочие механизмы в целях последующего доведения предложений до профильных госорганов и их рассмотрения на площадке Делового совета БРИКС.

Несмотря на переход председательства в БРИКС к Бразилии в 2025 г., работа по формированию и реализации повестки БРИКС на ключевых российских площадках будет продолжаться. Инициированные в рамках российского председательства проекты в сфере финансов, международных платежей и продовольственной безопасности потребуют постоянного вовлечения российского бизнеса и национальных органов власти как ключевых драйверов развития и источников экспертизы в указанных отраслях.

В следующих статьях рубрики мы рассмотрим первые шаги бразильского председательства и проанализируем динамику развития финансово-­ платежного трека в БРИКС.

 

Возможно, вам будет
интересно