«Процедура проверки нескольких тысяч контрагентов занимает менее часа»
В этом году в программе Moscow Legal Tech впервые отдельная сессия посвящена автоматизации функции комплаенса. Модерировать ее будет Александр Хаки, исполнительный директор CSI Group – российского форензик-бутика, который помимо прочего оказывает компаниям помощь в автоматизации комплаенс-процедур. Накануне конференции, в апрельском Legal Insight, мы побеседовали с ним о том, что ждет участников Moscow Legal Tech и насколько применение новых технологий снижает затраты на комплаенс.
Какие функции комплаенса можно автоматизировать уже сегодня?
Прежде всего определимся с тем, что мы подразумеваем под словом «комплаенс» и о каком из его направлений ведем разговор. Комплаенс – это функция, направленная на достижение соответствия деятельности компании законодательству (налоговому, антимонопольному и пр.), а также внутренним нормативным актам (например, кодексу деловой этики компании и пр.). Для международных компаний наиболее значимым направлением комплаенса изначально было противодействие взяточничеству и коррупции, в частности в силу высоких штрафов (например, в рамках FCPA). Именно поэтому, наибольшее количество программных решений реализовано в сфере автоматизации антикоррупционного комплаенса. Среди них можно выделить:
Затем по аналогии стали появляться корпоративные и сторонние решения для автоматизации других направлений комплаенса.
Затраты компаний на комплаенс растут с каждым годом. По оценке Американской банковский ассоциации, только банки в США тратят на комплаенс около 70 млрд долларов в год. Насколько автоматизация позволяет снизить эти расходы, и не станет ли следствием автоматизации сокращение рабочих мест для юристов – специалистов по комплаенсу?
Как показывает наш опыт, автоматизация комплаенса – это существенные инвестиции вначале (особенно, если разрабатываются собственные решения) и существенная экономия в дальнейшем. Под инвестициями подразумеваются затраты на оценку рисков, привлечение консультантов, создание и тестирование методологии, расходы на разработку софта, а также на обучение его применению. В зависимости от размера компании объем таких инвестиций в России варьируется в диапазоне от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в год.
В качестве альтернативы можно рассматривать приобретение готовых решений. К сожалению, пока ни одно из таких решений не покрывает все направления деятельности компании с точки зрения автоматизации комплаенса, а автоматизирует лишь одну или несколько функций.
Эффективность затрат на автоматизацию комплаенса во многом определяется возможностью интеграции модулей в существующую инфраструктуру компании. Например, если вы приобрели замечательное по всем характеристикам решение для проверки контрагентов, которое не интегрировано с вашей ERP-системой (не может получать данные о ваших контрагентах в автоматическом режиме), то существенно снизить расходы не получится. В дальнейшем затраты будут снижаться только за счет отсутствия потребности в найме дополнительного персонала и внешних консультантов, а также по причине уменьшения доли ручного труда и бумажной работы в целом.
Приведем простой пример. Еще пять–семь лет назад зарубежные компании, работающие в России и странах СНГ, вынуждены были платить сторонним консультантам от 5 до 20 тыс. рублей за базовую проверку благонадежности контрагентов и ждать результатов несколько дней. Порой годовой бюджет компаний на эту статью расходов составлял 70–80 млн рублей в год. Такие проверки включали только анализ ограниченного перечня открытых источников информации: данных ФНС, Росстата, ФССП, информации о судебных процессах и пр. Сейчас аналогичная процедура проверки нескольких тысяч контрагентов занимает менее часа. Более того, можно на постоянной основе в онлайн-режиме осуществлять мониторинг изменений по ним. И стоит все это значительно дешевле.
Кроме того, автоматизация позволяет увеличить количество и повысить качество применяемых процедур комплаенс-контроля. Это подтвердит, что ваша комплаенс-политика существует не только на бумаге, но дает ощутимый для компании экономический эффект. Один из недавних ярких примеров успешной автоматизации комплаенс-контроля продемонстрировала компания «МТС», которая еще в 2015 г. внедрила у себя систему мер и процедур по оценке и предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Об этом на нашей сессии расскажет руководитель направления антимонопольного комплаенса ПАО «МТС» Марина Наволокова.
Как вы оцениваете рынок провайдеров автоматизации в сфере комплаенса в России? Кто его основные игроки?
Пока мы не видим в России провайдеров, которые специализировались бы на решениях в сфере комплаенса. Как правило, реализовываются какие-то отдельные элементы, например проверка благонадежности контрагентов вместе с мониторингом судебных решений. Одними из самых интересных и удобных решений, безусловно, являются «Интегрум Компании» от «Интегрума», СПАРК от «Интерфакса» и Casebook от «Право.ру». Уже достаточно давно на рынке представлены глобальные решения от Bureau van Dijk, Thomson Reuters, Lexis Nexis и др. В настоящее время появляются сильные новые игроки. Мы проанализировали и сравнили более 20 имеющихся сейчас на рынке решений и расскажем о результатах на Moscow Legal Tech 20 апреля.
Если говорить о решениях в области автоматизации горячих линий, то, к сожалению, основная часть международных провайдеров не представлена в России. Некоторые компании разрабатывают и внедряют собственные решения на уровне лучших практик, более того, они активно продвигают и популяризируют их среди сотрудников, что в целом повышает эффективность корпоративного комплаенса. Отличный пример – российская группа компаний «АгроТерра», большая часть ее сотрудников работает, в прямом смысле слова, в полях. При этом в компании действует одна из лучших в стране «линий доверия» по вопросам комплаенса с очень серьезной аналитической составляющей.
В последнее время активно продвигаются решения в области автоматизации комплаенса от крупных международных провайдеров, например на базе концепции Enterprise Governance Risk & Compliance от SAS и SAP, а также аналогичное решение от Oracle.
Специфика автоматизации комплаенса в России состоит в том, что компании редко привлекают сторонних консультантов для разработки и внедрения комплексных решений «под себя». Не в последнюю очередь это связано с высокими ценами на услуги консультантов и невозможностью проведения необходимой «тонкой настройки» под нужды конкретной компании. Позитивным моментом в такой ситуации является появление у ряда компаний собственных корпоративных решений, которые по качеству и предоставляемым возможностям не уступают лучшим мировым образцам. Примером может служить российское подразделение компании Heineken, руководитель юридической и комплаенс-функции которой Татьяна Одабашян расскажет на нашей сессии 20 апреля об успешном опыте автоматизации всего комплаенса в России. Поверьте, это действительно позитивный и уникальный опыт.
Расскажите, пожалуйста, о том, что будет обсуждаться на вашей сессии.
Сквозная идея сессии – автоматизация наиболее ресурсоемких процессов комплаенса. Нам интересно обсудить с участниками конференции следующие вопросы:
Мы также проанализируем, насколько существующие решения соответствуют нуждам клиентов, почему вместо их насущных потребностей, разработчики автоматизированных решений во главу угла часто ставят идею и продукт, и обсудим, можно ли путем автоматизации процессов и снижения доли ручного труда разгрузить корпоративных юристов, которые зачастую занимаются комплаенсом в виде общественной нагрузки.
Эта сессия будет интересна представителям корпоративного комплаенса и корпоративным юристам, то есть тем, кто постоянно находится «на передовой» и нацелен на максимально беспроблемное ведение бизнеса компанией.
Зарегистрироваться на Moscow Legal Tech.
Читайте также интервью с Джоном Мейсоном «Мы наблюдаем существенный рост применения новых технологий в комплаенсe».