№ 4 (70) 2018
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В КОМПАНИИ: ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА

Интервью с Анастасией Шкариной

ПОДЕЛИТЬСЯ:

«Я верю в бизнес-партнерство»
Юридический департамент компании Unilever не только стал победителем в самой конкурентной номинации конкурса «Лучшие юридические департаменты России — 2017» «За построение эффективной системы взаимодействия юридического департамента и бизнес-подразделений компании» (31 конкурсант), но и был признан одним из лучших в Unilever на глобальном уровне. Как устроена система бизнес-партнерства в компании, что такое Wikilegal и Ask legal — об этом и многом другом мы поговорили с Анастасией Шкариной, руководителем правового подразделения Unilever.

Какова специфика юридической работы в компании Unilever?
— У нас обширный объем работы в области правового сопровождения маркетинга и продаж. В FMCG
в данной области обычно возникает много вопросов. И это далеко не всегда связано с законодательными изменениями, просто очень быстро меняются условия ведения бизнеса. Именно поэтому я искренне верю в бизнес-партнерство. Современные условия требуют, чтобы корпоративный юрист прекрасно разбирался в бизнесе, глубоко понимал функциональную и индустриальную специфику, постоянно взаимодействуя с бизнес-функциями, по сути, являясь частью бизнес-команды. В противном случае ему будет крайне сложно давать грамотные советы и взвешенно оценивать риски, связанные с принятием того или иного бизнес-решения. К тому же нынешняя скорость ведения бизнеса, принятия бизнес-решений просто не позволяют неделями разбираться в деталях проекта уже после того, как пришел запрос. Юрист должен быть хорошо информирован и готов к быстрому взаимодействию, любой иной вариант тормозит принятие бизнес-решений, а это непозволительная роскошь.

Давайте поговорим про конкурс «Лучшие юридические департаменты России». Чем вы как член экспертного совета будете руководствоваться при рассмотрении эссе участников?
— Мне нравятся свежие и нестандартные, но основательно проработанные решения, инновации. Идеи
сами по себе мне не так интересны, их можно набросать сколько угодно, а вот когда есть внедренное инновационное решение, отвечающее запросу бизнеса, это очень круто.
Кроме того, нужно уметь подать материал просто и доступно, не только создать и реализовать идею,
но и красиво представить ее другим, тогда вероятность, что она будет воспринята должным образом,
существенно повышается. В «Юнилевер» все давно забыли про длинные написанные документы. В основ-
ном используются презентационные материалы, диаграммы, блок-схемы. Конечно, это скажется и на моем
восприятии материала.
Вы думаете, что время длинных документов уходит?
— Сейчас в офисах становится все больше миллениалов, увеличивается их число на менеджерских ролях,
подрастает поколение Z, и мы стремимся привести все свои инструменты для бизнеса в соответствие с их потребностями. А они нуждаются в комфортной визуализации, удобном интерфейсе, презентационном формате и просто в красивой подаче материала. Я работаю в FMCG, это очень мобильный бизнес, и точно могу сказать, что регламент, политика или процедура, составленные лишь в виде текста, нужны очень узкому кругу людей, которые имеют какие-то профессиональные деформации, например, могут только считывать текст. Эти документы также нужны в случаях, установленных законом, или для привлечения к дисциплинарной ответственности. Любителям писать длинные регламенты я говорю: «Если вы действительно хотите, чтобы люди разбирались в бизнес-процессе или требованиях закона, нужен онлайн-тренинг, раздел на WikiLegal, где можно получить необходимую информацию, чтобы сразу узнать ответ на конкретный вопрос, причем написанный сжато». Мы разработали даже вводный онлайн-тренинг для новичков.
— Что вы пожелаете участникам конкурса?
— Прежде всего успеха. Свежих и интересных идей. Как член экспертного совета конкурса «Лучшие
юридические департаменты России» я очень надеюсь, что участники учтут современные тенденции
и в качестве заявок будут подавать не пять страниц мелкого текста, а визуализированную интересную
информацию. На самом деле, это совсем несложно.
Главное попробовать, и все получится.

Досье

АНАСТАСИЯ ШКАРИНА

окончила юридический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Затем работала юристом в компании PepsiCo. Возглавляла юридические департаменты Oriflame и Efes, где отвечала, в частности, за юридическое сопровождение проектов по развитию бизнеса в странах СНГ и Балтии, а также за сопровождение сделок M&A. Имеет огромный опыт управления юридическими департаментами, создания их с нуля и трансформации. С 2010 по 2014 гг. возглавляла юридический департамент комитета по организации и проведению Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 г. Неоднократно выступала на разных площадках с докладами по тематике, связанной с деятельностью корпоративных юридических департаментов. В настоящее время является членом правления,
директором юридического департамента компании Unilever и отвечает за регионы: Россия, Украина, Беларусь. Имеет государственные награды — Орден дружбы, а также благодарность Международного олимпийского комитета за вклад в поддержку олимпийских игр в Сочи.

Полностью интервью опубликовано в Legal Insight. 2018. №4.

Возможно, вам будет
интересно