Эпидемия COVID-19: обзор государственных мер поддержки бизнеса

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Алексей Никитин, партнер юридической фирмы «Борениус»
Артём Берлин, старший юрист юридической фирмы «Борениус»
Ирина Дударева, старший юрист юридической фирмы «Борениус»

Эпидемия коронавируса спровоцировала всплеск нормотворческой активности. Государственная Дума и правительство рассматривают множество разнородных мер для ликвидации последствий эпидемии. Среди наиболее значимых для бизнеса мер:

  1. право правительства вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве; 
  2. ограничения на проведение проверок контролирующих органов; 
  3. право арендаторов требовать отсрочки внесения арендной платы («арендные каникулы») и снижения арендной платы за период карантина; 
  4. право заемщиков требовать отсрочки по кредитам («кредитные каникулы»); 
  5. двукратное снижение страховых взносов на зарплатный фонд для малого и среднего бизнеса; 
  6. отсрочки по налогам и взносам. 

Часть этих мер уже введена в действие, другие — еще находятся на рассмотрении законодателя. В этом алерте систематизированы все существенные нововведения. Для удобства чтения меры сгруппированы по вводящим их законопроектам с указанием их текущего статуса.

  1. Меры, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Статус: Федеральный закон подписан Президентом и вступил в силу

Суть нововведения Изменяемый закон
1. Правительство РФ в рамках своего нового полномочия по ведению режима ЧС и ПГ вправе устанавливать обязательные правила поведения для организации. Аналогично – ОИВ субъекта. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Фонд персональной ответственности туроператора может использоваться на возмещение затрат туристов и иных заказчиков турпродукта в случае ограничения въезда туристов в страну пребывания (в результате принятия иностранным государством соответствующего акта). ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
3. Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов, причем Правительство РФ вправе определить отдельные категории лиц, которые вправе рассчитывать на мораторий ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”
4. Недопустимость проведения проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на период с 01.04.2020 по 31.12.2020, кроме проверок, основанием для проведения которых являются угроза жизни и здоровью и возникновение ЧС природного и техногенного характера. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
5. Особенности государственной регистрации лекарственных средств, которые предназначены для условий ЧС, устанавливаются Правительством РФ. ФЗ “Об обращении лекарственных средств”
6. Особенности обращения лекарственных средств, которые предназначены для условий ЧС, устанавливаются Правительством РФ ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
7. Точечные изменения в законодательство о контрактной системе, например, в части допустимости изменения срока исполнения контракта, цены контракта в связи с COVID-19. Однако для этого требуется письменное обоснование такого изменения на основании решения публичного субъекта в случае, если изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд»

8. Поддержка медицинских организаций в части компенсации недополученных доходов. ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”
9. Правительство РФ вправе расширить основания для осуществления закупок у единственного поставщика наряду с теми, которые указаны в ст. 93 Закона о контрактной системе. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
10. Правительство РФ вправе принимать решения об установлении особенностей применения финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, а также включения объектов недвижимости в реестр проблемных объектов за нарушение сроков и обязанности по передаче объекта ДУ. Указанное полномочие может быть делегировано другим органам исполнительной власти. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
11. До 1 января 2021 года Правительство РФ вправе устанавливать взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.  Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
12. 1. По тем договорам аренды недвижимого имущества, которые были заключены до принятия в 2020 году правительством региона решения о введении режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории субъекта, арендатор вправе обратиться к арендодателю с требованием о заключении дополнительного соглашения об отсрочке уплаты арендной платы за 2020 год. Арендодатель обязан заключить такое соглашение в течение 30 дней с момента обращения арендатора. Требования к срокам и условиям отсрочки определяются Правительством РФ.

2. Размер арендной платы может изменяться в любое время в течение 2020 года по договорам аренды недвижимого имущества, которые были заключены до принятия в 2020 правительством региона решения о введении режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории субъекта.

3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества из-за ведения указанных режимов.

 

Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
13. Закон позволяет Правительству РФ ограничить оптовую и розничную торговлю лекарствами по списку, который оно само и составит, на срок не более чем на 90 дней. Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

2. Кредитные каникулы (Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»)

Статус: Федеральный закон подписан Президентом и вступил в силу

Кто вправе претендовать? Характер требования Условия предоставления Какие льготы / последствия?
Физическое лицо / ИП Приостановление исполнения обязательства; уменьшение размера платежей в течение льготного периода

Длительность льготного периода не может быть больше 6 месяцев.

1. Кредитный договор (договор займа) заключен до вступления в силу законопроекта.

2. Необходимо обратиться к кредитору в течение всего срока действия договора, но не позднее 30 сентября 2020 года.

3. Размер кредита, предоставленный по договору, не превышает установленный Правительством Российской Федерации предел.

4. Снижение дохода на более чем 30% по сравнению со среднемесячным доходом

заемщика 

5. Не действуют кредитные каникулы по иным основаниям

На время льготного периода не допускаются: 

1) начисление

неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение

заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате

процентов на сумму кредита (займа);

2) предъявление требования о

досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору

займа);

3) обращение взыскания на предмет залога или предмет

ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему

кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к

поручителю (гаранту).

Сумма штрафных санкций, не уплаченная заемщиком до установления льготного периода,

фиксируется на день установления льготного периода.

После установления льготного периода исполнение обязательств

кредитора по предоставлению денежных средств заемщику

приостанавливается на весь срок действия льготного периода.

В течение льготного периода на размер основного долга начисляются проценты по льготной ставке, устанавливаемой ЦБ РФ

После окончания льготного периода кредитный договор продолжает действовать

на условиях, действовавших до предоставления льготного периода 

Субъекты малого и среднего предпринимательства Приостановление исполнения обязательства; уменьшение размера платежей в течение льготного периода

Длительность льготного периода не может быть больше 6 месяцев.

1. Кредитный договор заключен до вступления в силу законопроекта.

2. Необходимо обратиться к кредитору в течение всего срока действия договора, но не позднее 30 сентября 2020 года.

На время льготного периода не допускаются: 

1) начисление

неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение

заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате

процентов на сумму кредита (займа);

2) предъявление требования о

досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору

займа);

3) обращение взыскания на предмет залога или предмет

ипотеки, обеспечивающий обязательства по соответствующему

кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к

поручителю (гаранту).

Сумма штрафных санкций, не уплаченная заемщиком до установления льготного периода,

фиксируется и уплачивается после окончания льготного периода.

После установления льготного периода исполнение обязательств

кредитора по предоставлению денежных средств заемщику

приостанавливается на весь срок действия льготного периода.

По окончании льготного периода  в сумму основного долга включается сумма по процентам, которые должны были быть уплачены

заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до

предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не

были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода

Если же заемщик воспользовался правом на уменьшение платежей, то за счет

платежей, уплачиваемых им в течение льготного периода, на основании

его требования, сумма

обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по

основному уменьшается на

размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей,

уплаченных заемщиком в течение льготного периода.

3. Налоги и социальные взносы (Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Статус: Федеральный закон подписан Президентом и вступил в силу

Льгота / изменение Субъект льготы Изменяемый закон
1. Понижение размера страховых взносов на заработные платы, превышающие МРОТ. Совокупная ставка сниженных взносов составит 15%.  Субъекты малого и среднего предпринимательства НК РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев 

на производстве и профессиональных заболеваний», новый закон «О внесении изменений в части первую и вторую

Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. В период до 31 декабря 2020 года Правительство путем издания подзаконных актов может устанавливать регулирование, отличное от положений Налогового кодекса РФ. В частности, Правительство РФ сможет приостанавливать, отменять или переносить налоговые проверки, продлевать сроки уплаты налогов и сборов, продлевать сроки подачи документов и отчетности в налоговые органы, вводить дополнительные основания освобождения от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Высшие органы исполнительной власти РФ наделяются аналогичными полномочиями в отношении региональных и местных налогов.  Новый закон «О внесении изменений в части первую и вторую

Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3. Обложение НДФЛ доходов на проценты по банковским вкладам НК РФ (налог начисляется на доход налогоплательщика, превышающий доход, который он получил бы, если бы открыл вклад на 1 миллион рублей под ключевую ставку Центрального банка РФ. При расчете нового налога не учитываются доходы налогоплательщика по сберегательным счетам, т.е. счетам, ставка по которым не превышает 1 процента годовых. Как для резидентов, так и для нерезидентов ставка налога составит 13 процентов годовых)
4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие с ЕНВД на УСН (доходы минус расходы), получают возможность учесть расходы на приобретение товаров, осуществленных в период нахождения на ЕНВД. НК РФ
  1. Меры Правительства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»)

Статус: Постановление подписано председателем Правительства и вступило в силу

Получатели льгот Льгота
Субъекты МСП, которые сильно пострадали от пандемии Срок уплаты налога на прибыль, налогов в рамках УСН и ЕСХН за 2019 г. продлевается на полгода, срок уплаты всех налогов (кроме НДС) за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 г., — на полгода, а за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 г., — на 4 месяца.
Субъекты МСП и микропредприятия, которые сильно пострадали от пандемии  Срок уплаты страховых взносов продлен на полгода за период март-май 2020 года; срок уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за период июнь и июль 2020 года, и страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода плательщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, превышающей 300 000 рублей продлевается на 4 месяца.
Все налогоплательщики 1) Приостановление выездных налоговых проверок и вынесение решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций до 1 июня 2020 года.

2) Продление срока подачи деклараций (кроме деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на март-май 2020 г. на 3 месяца.

3) Неприменение санкций за совершение налоговых правонарушений на период 1 марта по 1 июня 2020 года.

  1. Меры поддержки, предложенные Президентом в ходе Совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке

Статус: нормативные акты находятся в разработке

Списание налогов: в ходе Совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке 11 мая 2020 года Президент РФ предложил полностью списать налоги и страховые взносы за II квартал текущего года, кроме НДС. Эта мера коснется ИП, компаний малого и среднего бизнеса из отраслей экономики, наиболее пострадавших из-за распространения COVID-19 («Пострадавшие отрасли»), и социально ориентированных НКО.

Льготное кредитование: Президент РФ также предложил с 1 июня 2020 года запустить специальную кредитную программу поддержки занятости. Воспользоваться ею смогут все предприятия из Пострадавших отраслей, а также социально ориентированные НКО. Объем кредита будет рассчитываться по формуле один МРОТ на сотрудника в месяц исходя из шести месяцев. Срок погашения кредита — 1 апреля 2021 года. Конечная ставка для получателей кредита будет льготной — 2%, остальную часть субсидирует государство. При этом проценты капитализируются и не требуют ежемесячной оплаты. Кроме того, на 85% кредит будет обеспечен госгарантией.


В Москве – 20 195 рублей, утвержден «Московским трехсторонним соглашением на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» от 19 сентября 2018 года, постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2019 года №1177-ПП; в Санкт-Петербурге – 19 000 рублей, утвержден Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2020 год

Возможно, вам будет
интересно