На обложке июньского номера Legal Insight — Санкт-Петербург, потому что в мае Северная столица превратилась в город юристов. Здесь прошли два юридических форума: ПМЮФ (11–14 мая) и Правовой саммит от группы «Актион» (31 мая — 2 июня), к датам проведения которых были приурочены и юридические мероприятия других организаторов. Например, Legal Insight в дни ПМЮФ второй год подряд проводит региональную встречу руководителей юридических департаментов. На этот раз нашим партнером выступила юридическая фирма Forward Legal (репортаж читайте в июньском номере журнала). Все мероприятия для юристов, о которых мы рассказываем в этом номере, состоялись в Санкт-Петербурге, который к тому же 27 мая отметил свое 320-летие.
Подвести итоги обоих юридических форумов, исходя только из их программы и выступлений спикеров очень сложно, да и обозначать тренды в разгар геополитического кризиса и спустя год после начала СВО — задача практически невыполнимая. Однако у Андрея Шпака, на мой взгляд, это получилось, хотя мы и не ставили перед ним именно такую задачу. В статье «Пока противник “рисует карты”, мы “меняем ландшафт”» он выделил следующие тренды в развитии правового ландшафта России: «смерть» английского права [1] и рост правового разнообразия, снижение прозрачности и двухконтурное регулирование, расширение использования нормативного регулирования вместо правового и рост значимости GR, раздвоение комплаенса и импортозамещение юридических услуг — в озвращение из «воображаемого Лондона». Можно не согласиться с ним в точности некоторых формулировок, но отразить смысл происходящего, в том числе того, что было на ПМЮФ в нынешнем году, ему удалось как нельзя лучше.
С героями интервью этого номера — топ-менеджерами «Газпром Медиа», «Черкизово», «Ситроникс» мы также побеседовали о новых вызовах, с которыми сегодня сталкиваются российские компании, и о том, как они на них отвечают.
[1] Кстати, 12 лет назад в 2011 г. тема сентябрьского LI звучала так «Конец английского права? Пока только на территории РФ». Номер был посвящен широкомасштабным изменениям ГК РФ.