Когда у специалистов по операционной эф‐ фективности (Legal Operations Speasialists) в США поинтересовались их ожиданиями от юридических фирм, следом за необходимостью альтернативного подхода к ценообразованию было названо более эффективное управление проектами1. Юридические департаменты хотят получать больше юридических услуг с существенно меньшими затратами. В связи с этим интерес к управлению юридическими проектами (Legal Project Management, LPM) в последние годы неуклонно растет. В чем же преимущества этого подхода?
Как оптимизировать работу сотрудников юридических департаментов и повысить эффективность взаимодействия с внешними консультантами, расходуя меньше денег? Старыми проверенными методами уже не обойтись, в настоящее время инхаусы и юридические фирмы вынуждены искать новые подходы. LPM — один из инструментов, позволяющих и тем и другим приблизиться к обозначенной цели. Многие юристы уже давно применяют в своей работе элементы проектного управления. Однако системный подход к управлению юридическими проектами стал особенно актуальным в наши дни, когда значительно усилилось давление со стороны внутреннего и внешнего клиента.
Базовые принципы LPM не отличаются особой сложностью, но внедрение проектного управления в юридический бизнес — задача непростая: тут нужны системность, заинтересованность и готовность изменяться. Основная сложность перехода к проектному управлению заключается в том, что юристам часто приходится менять подход к своей работе и устоявшиеся модели поведения. При этом внедрение LPM далеко не всегда нуждается в специальном программном обеспечении (хотя ПО и может существенно облегчить решение задачи). Тем не менее преимущества, обеспечиваемые внедрением этого подхода, значительно перекрывают все возможные издержки. Так, проектный подход помогает:
• визуализировать и упорядочить работу над юридическими проектами;
• повысить эффективность;
• усилить контроль над достижением промежуточных и конечных результатов;
• снизить срок и стоимость реализации проекта;
• организовать эффективную работу с рисками;
• наладить управление ожиданиями внутренних и внешних клиентов и повысить их удовлетворенность качеством и результатами проекта;
• улучшить коммуникации внутри проектной команды, а также между ее членами и внешними стейкхолдерами.
Кроме того, LPM дает юридическим фирмам ряд дополнительных преимуществ, таких как снижение списаний, повышение рентабельности проек‐ тов, улучшение взаимоотношений с клиентами и привлечение новых проектов. В среднем LPM позволяет увеличить прибыль юридической фирмы от реализации того или иного проекта на 10–15%.
Еще одним преимуществом внедрения такого подхода является существенное снижение уровня стресса в работе юриста.
LPM — ЭТО ПРОЦЕСС:
1) заблаговременногоопределенияпараметровюридического проекта и ключевых стейкхолдеров;
2) планированияэтаповреализациипроекта,ресурсовибюджетов для каждого из них, определения рисков и выработки стратегии работы с ними;
3) мониторингареализациипроекта,управленияизменениямиего параметров;
4) закрытияпроекта,анализаисистематизацииприобретенного опыта*.
* Определение Международного института управления проектами (Project Management Institute, PMI).