№ 9 (105) 2021
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Может ли государство остановить рост цен?

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В2021 г. тема роста цен могла поспорить по популярности разве что с вакцинацией. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, мировые цены на продукты питания в октябре 2021 г. достигли максимальных значений за десять лет. 22 октября Центральный банк России заявил, что ожидает инфляцию на уровне до 7,4–7,9 процента по итогам 2021 года. По мнению регулятора, увеличение цен на мировых рынках заставляет предприятия закладывать возросшие издержки в стоимость продукции для конечных потребителей. Эксперты предсказывают дальнейший рост инфляции из-за перебоев в цепочках поставок, дефицита рабочей силы и влияния пандемии на рынок труда.

14 октября премьер-министр Михаил Мишустин поручил разработать долгосрочные меры по сдерживанию цен на продукты. Обсуждается разработка федерального закона «О ценообразовании в Российской Федерации». Антимонопольные органы постоянно проводят проверки товарных рынков на предмет обоснованности повышения цен. Тема сдерживания стремительно растущих цен не сходит с полос СМИ.

Вместе с юридической фирмой “Kulik & Partners. Law. Economics” мы решили разобраться в этой теме и подготовили для наших читателей специальный выпуск, посвященный регулированию цен под символичным названием «Госкомцен возвращается?». Такое название родилось у нас задолго до того, как эксперты начали обсуждать превращение ФАС РФ в подобие советского Государственного комитета по ценам [1]. Сегодня Госкомцен — не просто государственный орган из истории плановой экономики. «Этот термин означает степень административного влияния на цены со стороны государства, которая при всех возможных недостатках тем не менее характеризуется абсолютной упорядоченностью и счетностью. В Госкомцен нет места хаосу: все на своих местах, все можно пересчитать и перепроверить. В этом смысле можно сказать, что текущая реакция государства на кризис в экономике, инфляцию и галопирующие цены утилитарна и достаточно проста — «свистеть и не пущать», действуя в логике советского Госкомцен», — объясняют название выпуска во вступительной статье Ярослав Кулик и Маргарита Гаскарова.

В специальном выпуске представлены позиции «за» и «против», мнение экономистов и юристов, причем с опорой на европейский опыт. По мнению экономиста Светланы Авдашевой, идея ценового регулирования практически беспроигрышна и для политиков, и для регуляторов. «Число тех, кто сочтет себя выигравшим от регулирования цен, почти всегда превосходит число тех, кто причислит себя к проигравшим. Популярность идеи сохраняется несмотря на то, что риск, сопровождающий ценовое регулирование, слишком высок», — пишет она в своей статье «Нет регулированию цен. Тчк», подготовленной для спецвыпуска. Ценовое регулирование сопровождается слишком высокими издержками, существенно ограничивает права, а главное, не позволяет достичь поставленной цели, убеждена Авдашева.

«Публичное управление ценами (тарифами) — один из ключевых инструментов поддержки свободной конкуренции, по меньшей мере в части ограничения рыночной экспансии и непродуктивного экономического влияния со стороны естественных монополий», — считают авторы выпуска Иван Капитонов и Сергей Дудкин. По их мнению, именно сочетание ограничительной и стимулирующей функций обусловливает лучшее воздействие тарифного регулирования на целевые рынки и оправдывает государственное вмешательство в рыночную экономику.

Большинство европейских стран придерживается политики точечного вмешательства в установление цен на социально значимых рынках. Жесткая фиксация цен допускается лишь в исключительных случаях и на небольшой отрезок времени. «Контроль избирательный и в исключительных случаях» — так описывают европейский подход к регулированию цен Кирилл Дозмаров, Наталья Мосунова и Мария Литинская в статье «Европейский путь ценового регулирования».

Мониторинг и контроль цен необходим. Однако в России, мнению Кирилла Дозмарова и Татьяны Басовой, любая отрасль экономики рискует оказаться заложницей инициатив директивного администрирования и весьма запутанной регуляторной среды. Например, полномочия ФАС и Минздрава России в сфере регулирования цен на лекарственные препараты дублируются, при том что их взгляды на ценовое регулирование значительно разнятся. В сфере социально значимых товаров сложилась аналогичная ситуация: в декабре 2020 г. ФАС и Генеральная прокуратура объявили о целесообразности принятия мер по формированию цен на продукты питания с применением инструментария внеплановых проверок и антимонопольных дел. В этом случае тоже наблюдается дублирование полномочий государственного регулирования. Тогда же, в декабре 2020 г., Государственная Дума и Правительство РФ одобрили законопроект, предоставляющий кабинету министров возможность устанавливать предельные параметры роста цен на отдельные виды социально значимых продуктов.

В условиях, когда правительство постоянно разрабатывает нормативные акты о регулировании цен, а Федеральная антимонопольная служба проверяет товарные рынки на предмет обоснованности роста цен, бизнесу необходимо каждый день решать, какие цены устанавливать на свои товары. На что обычно бывает направлена проверка ФАС? На соблюдение процедур, их понятность, прозрачность и верифицируемость, а также на корреспонденцию с ценами компании. Этот перечень должен быть отражен в ценовой политике — локальном акте, отражающем подходы компании к ценообразованию. О том, насколько бизнес готов отвечать на запросы проверяющих органов относительно ценообразования, читайте в этом номере в статье Ярослава Кулика и Кирилла Дозмарова. Они анализируют итоги нашего опроса инхаус-юристов о ценовых политиках в их компаниях, проведенного осенью 2021 г. Полностью специальный выпуск «Госкомцен возвращается?» вы найдете в приложении к этому номеру. В конце ноябре вместе с “Kulik & Partners. Law. Economics” мы проведем мероприятие, посвященное особенностям разработки и внедрения ценовых и торгово-сбытовых политик в различных компаниях. Следите за нашими анонсами!


[1] Госкомцен СССР просуществовал с 1958 г. по апрель 1991 г. Он руководил работой в области ценообразования и обеспечива л е динство политик и цен в стране и контроль за соблюдением государственной дисциплины в этой области


 

Возможно, вам будет
интересно