ГОСКОМЦЕН ВОЗВРАЩАЕТСЯ? СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК LEGAL INSIGHT

От редактора

Ценообразование — одна из базовых процедур любого бизнеса, а цена — главная информация о товаре, позволяющая пускать его в оборот. Процедура ценообразования достаточно консервативная и счетная, в первую очередь она должна быть понятна самому бизнесу.

Проблемы возникают, когда ценообразование начинает напоминать визионерство и медитацию, а разные департаменты в компании не могут четко объяснить, почему цена партии масла (цемента, арматуры, зерна, угля и пр.) именно такая, а не другая. Если в периоды стабильной экономики это не так уж критично и не всегда заметно, то в периоды кризисов и перекосов, когда к инфляции и ценам приковано повышенное внимание граждан и государственных органов, процессы ценообразования у бизнеса становятся предметом ревизии со стороны компетентных органов.

Именно такой период мы переживаем сейчас. Тема административного сдерживания стремительно растущих цен не сходит с полос СМИ. Правительство разрабатывает нормативные акты о регулировании цен. Количество проводимых антимонопольными органами проверок товарных рынков на предмет обоснованности повышения цен растет экспоненциально. Мы можем только постфактум судить о решениях, принимаемых бизнесом и государством в части ценообразования в стране.

Задача специального выпуска журнала Legal Insight, посвященного ценовому регулированию, — представить максимально широкий спектр мнений представителей бизнеса, государства и экспертного сообщества. Мы хотели отразить оценку ценообразования разными срезами общества — создать эдакий vox Populi, который vox Dei. В этом выпуске представлены позиции «за» и «против», мнение экономистов и юристов, причем с опорой на европейский опыт.

Однако прежде всего нам хотелось послушать vox бизнеса, поэтому мы провели анонимный опрос, предложив инхаус-специалистам высказаться
о ситуации с ценообразованием в их компаниях. Мы написали десятки писем в отраслевые объединения бизнеса и экспертные институты, приглашали высказать свою позицию ФАС России, но ответа, к сожалению, не получили.

Почему наш спецвыпуск LI называется «Госкомцен возвращается»? Госкомцен СССР просуществовал с 1958 г. по апрель 1991 г. Он руководил работой в области ценообразования и обеспечивал единство политики цен в стране и контроль за соблюдением государственной дисциплины в этой области. Такое название родилось у нас задолго до того, как эксперты начали обсуждать превращение ФАС России в подобие советского Государственного комитета по ценам.

Сегодня Госкомцен — не просто государственный орган из истории плановой экономики. Этот термин означает степень административного влияния на цены со стороны государства, которая при всех возможных недостатках тем не менее характеризуется абсолютной упорядоченностью и счетностью. В Госкомцен нет места хаосу: все на своих местах, все можно пересчитать и перепроверить.

В этом смысле можно сказать, что текущая реакция государства на кризис в экономике, инфляцию и галопирующие цены утилитарна и достаточно проста — «свистеть и не пущать», действуя в логике советского Госкомцен.

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕНОВЫМ ПОЛИТИКАМ БЫТЬ
ЦЕНЫ И СВОБОДА НЕРАЗДЕЛЬНЫ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПУТЬ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
«Антимонопольное регулирование направлено не на перераспределение, а на защиту конкуренции»
ГОСКОМЦЕН БЫТЬ
«Почему хотят как лучше, а получается как всегда»
ЭФФЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТАКСОМОТОРНЫХ УСЛУГ
НЕТ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЦЕН.ТЧК
ОТ ЦЕНОВОГО ДИКТАТА К СВОБОДЕ В ЭНЕРГЕТИКЕ