Наталья Шатихина, управляющий партнер юридической фирмы CLC
Наше поколение юристов сильно напоминает генералов 1812 г. в ситуации, когда декабристы проспали и восстания не случилось. Начавшие карьеру в конце 1980-х – начале 1990-х гг. явили собой феномен бешеного профессионального взлета, что, впрочем, было не cтолько результатом заслуг неоперившихся юнцов, но в большей степени приметой времени. Создавалась новая Россия: юрист из замученного клерка превращался в диковинную птицу, а остальные обитатели нового мира никак не могли договориться между собой, съедобна она или нет. Хорошо помню, как рухнула старая правовая система, что уравняло между собой студентов и мэтров – всем пришлось начинать с нуля. Тогдашние школяры имели гандикап. Мы не постигали все самостоятельно, а имели доступ к новым знаниям. В отсутствие баз данных и пристойных учебников тем, кто привык раз в несколько лет покупать кодексы и вклеивать в них вырезанные из газеты изменения, было нелегко.
Нам же было не занимать нахальства. Мы могли что-то там донести на своем «птичьем» как до пионеров отечественного капитала, так и до их антагонистов в цепях, подозрительно напоминавших якорные, которых в каком-то смысле тоже можно считать ермаками отечественного капитализма.
В итоге Россия обрела феномен в виде 35-летних руководителей правовых департаментов, вице-президентов по правовым вопросам, партнеров и старших партнеров юридических фирм, что, по нашим меркам, стало обыденным явлением. В середине нулевых мы разрывали шаблоны седовласых коллег из Старого и Нового света явным несовпадением между возрастом и эполетами.
Но ничто не вечно. Гусарско-эскадронная пора нашей правовой жизни завершилась, привыкшие к боям за французские обозы бретеры были вынуждены слегка расставить в боках мундиры, ибо в них перестал помещаться жизненный опыт. Одновременно закончилась эпоха рейдерства, когда начинавшие ржаветь сабли пригодились в деле борьбы за заводы-газеты-пароходы. Молодые «генералы» начали активно скучать. Сначала они скучали по-декандентски, на красивых белых пляжах, потом принялись хандрить с расстановкой, надев кроссовки или ласты, и, наконец, заболотились окончательно. Стремительно менялся и правовой пейзаж.
В эпоху стабильности, при цене нефти за сотню, на свет вылезли конкуренты, являвшие собой продукт нового юридического образования. Юристов стало очень много. И хотя одни из них помнили, каково каждую сессию умирать над книгами, поедая кофейные зерна в сыром виде, а другие без всякого напряжения обрели дипломы такой цветастости, что павловопосадский платок на их фоне – не более чем жалкая монохромная мешковина, отличать одних от других стало трудно. Все ведь при костюмах и говорят убедительно…
А окружающий мир в это время стремительно утрачивал потребность в полете юридической мысли. «Генералы» оказались во временной дыре. Уже лет 10, как все жалобы, которые доводится слышать, сводятся к одному — «нет движухи». Событий масса, но все они – прыжки в ширину. Нам некуда расти, а то, чем мы занимаемся, заставляет работать лишь 20% нашего мозга, да и то, если при этом собираешь кубик Рубика. А как иначе выжить юрнармассам? На такой нефтяной подпитке российское общество предпочло не растить суперпрофессиональную элиту, а снижать собственные потребности.
Главными терминами рынка труда для лидеров стали «underestimated» и «overqualified». Исключение составляют лишь экзотические новые подотрасли и сферы жизни – там еще можно ловить Жар-птицу. Не исключено, что сегодняшнее засилье разнообразных форумов и конференций для юристов – лишь поиск отдушины в профессиональном общении. Невозможно каждый день занимать себя одинаково предсказуемым, наперед зная, чем закончится каждый ход, особенно, когда от тебя требуются только юркость и хватка.
Несмотря на нестерпимый уровень позитива, расплескивающегося вместе с утренним кофе по социальным сетям в главный партнерский час (с 7 до 8 утра), общий настрой отнюдь не радужный. По мере приближения полуночи градус напитков и эмоций неуклонно растет. Тональность при этом минорная, как у Морриконе в «Профессионале». В такой обстановке многие предпочитают переход в смежные сферы, выход в бизнес-проекты, дауншифтинг, что огорчительно – ведь им бы еще жить и жить!
Сегодня, когда стоимость барреля держится на значениях, близких к количеству именинных свечек на торте, многие с нетерпением ждут, появится ли брешь во временном континууме. Нужна хотя бы небольшая щель, чтобы протиснуть саблю – что делать дальше, рука вспомнит сама. Осваивать вышивку крестиком очень не хочется! Все-таки «кресты» для нас ассоциируются не с канвой, а с конвоем.
Опубликовано в Legal Insight №9. 2016.