Почему юристу важно знать стоимость товарного знака

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Екатерина Бусыгина
Партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», руководитель управления капитализации ИС

Кризисная ситуация, сложившаяся в этом году на рынке, создает риски и ставит новые задачи. Помощь приходит с неочевидной для многих стороны интеллектуальной собственности. Товарный знак выступает ценным ресурсом в защите интересов компаний, и он есть у большинства из них. Тем не менее, более 70% представителей российского бизнеса не используют объекты интеллектуальной собственности (ИС) для увеличения объема своих чистых активов, упуская выгоды как в юридическом, так и в финансовом аспектах.

Проблема состоит в том, что чаще всего товарные знаки, как и другие объекты ИС, принимаются к учету без понимания их реальной стоимости, и потому их потенциал используется неполностью. Балансовая стоимость товарного знака не отражает его реальной ценности для бизнеса, так как учитывается по затратному методу − через сумму расходов на процедуру его регистрации. Оценка же по рыночной стоимости показывает фактическую ценность товарного знака и его влияние на выручку. Разница между номинальной стоимостью, отраженной в соответствии с расходами, и рыночной стоимостью товарного знака может достигать сотен миллионов рублей.

Какие возможности открывает рыночная оценка товарного знака в юридическом отношении?

1. Взыскание реального ущерба в спорах.
Товарный знак, учтенный по рыночной стоимости, служит весомым аргументом для обоснования сумм компенсаций и выплат в случаях досудебного и судебного производства.
2. Определение и обоснование справедливой цены договора для обеих сторон.
Рыночная оценка объектов, права на использование которых передаются в рамках договора, служит доказательством справедливости и законности выгодной для сторон договора стоимости сделки.
3. Сокращение налоговых рисков при заключении договора за счет подтверждения законности сделки для ИФНС.
Рыночная стоимость товарного знака и размер платежей по лицензионному договору – одни из основных показателей при оценке налоговыми органами экономической целесообразности и обоснованности сделки. Чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и необходимости отстаивать свои права в суде, требуется провести рыночную оценку объекта договора и представить заключение с результатами оценки.

Пример. ЗАО «Фармцентр ВИЛАР» заключило с ИП Самородовой О. А. договор об отчуждении прав на товарный знак «Вилар». Налоговая инспекция провела оценку стоимости данного товарного знака и установила, что права на него были переданы по заведомо заниженной стоимости. Несоответствие между ценой отчуждения прав на товарный знак и его рыночной стоимостью стало одним из оснований для того, чтобы налоговая инспекция установила нарушение налогового законодательства со стороны «Фармцентра ВИЛАР». В результате продавцу начислили более 7,5 млн руб. недоимки по налогу на прибыль, а также пени и штрафы (дело № А40-34089/2017). Избежать доначисления налога на прибыль помогла бы проведенная заранее рыночная оценка прав на товарный знак и заключение сделки на приближенных к рыночным условиям.

Помимо правовых преимуществ, использование рыночной оценки интеллектуальной собственности помогает сохранить инвестиционную привлекательность компании, обеспечить доверие поставщиков и партнеров за счет повышения качества финансовой отчетности, где корректно учтены нематериальные активы, повысить ликвидность бизнеса и, следовательно, кредитоспособность.

Стоит обратить внимание, что до 2024 года действует Государственная программа финансирования под залог прав на интеллектуальную собственность. Возможностью кредитования могут воспользоваться все компании, использующие нематериальные активы в своей структуре.

Лучшие практики говорят о включении крупными компаниями в систему корпоративного управления контроля за объектами ИС, в том числе за их реальной стоимостью. Имея в своем арсенале ресурсы, которые могут дать ощутимое преимущество в кризисный период, ими стоит воспользоваться.

Корректная оценка товарного знака потребует составления многофакторной финансовой модели, отражающей долю влияния товарного знака в будущих денежных потоках. Как правило, ее формирует инвестиционный аналитик, работающий в связке с лицензированным оценщиком. Отчет, получаемый на выходе, должен соответствовать национальным или международным стандартам оценки. Также для уверенности в результатах оценки товарного знака важен подтвержденный опыт работы с интеллектуальной собственностью. Оценщик может быть десять лет в профессии, но при этом ни разу не сталкиваться с объектами ИС, отчего не учесть всех особенностей его действия и влияния на прибыль компании.

Возможно, вам будет
интересно