В конце 2016 г. Минтрудом России предложен проект типовых межотраслевых норм труда на работы, выполняемые специалистами юридических служб организаций. См. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении общеотраслевых норм труда на работы, выполняемые юридическими службами организаций».
Он предназначен для расчета численности работников юридических служб и носит рекомендательный характер. Проект включает в себя, в частности, порядок определения штатной численности работников (в приложении приводится пример расчета штатной численности работников юридической службы), порядок организации труда, нормы загрузки по функциям. Минтруд собирал поправки и замечания к проекту до 19 декабря 2016 г., а окончательное решение по нормам будет принято не ранее, чем через полгода. Некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» 20 декабря 2016 года направило письмо заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцовой с обоснованием своей позиции. По мнению ОКЮР необходимость в утверждении норм труда для юристов, бухгалтеров, работников, подразделений по управлению персоналом отсутствует по следующим причинам (текст публикуется с сайта ОКЮР):
«1. Оплата труда юристов, бухгалтеров и HRов устанавливается окладом, а не тарифными ставками. А нормы труда необходимы для расчета заработной , установленной тарифной ставкой (ст.ст. 21, 129, 160 ТК РФ).
2. Статья 161 ТК РФ не распространяется на эти профессии и не обязывает утверждать в отношении них нормы труда. Работа юристов, бухгалтеров и HRов не является однородной, относится к экспертным профессиям, которые могут очень сильно отличаться по сложности, степени их вовлеченности в бизнес-процесс не только на уровне разных компаний, но и внутри одной организации, внутри одного бизнес-процесса. На практике должностной функционал по рассматриваемым профессиям гораздо шире и включает больше обязанностей, которые сложно сгруппировать и применять к ним общие единицы измерения. В обязанности юриста компании входит не только договорная, претензионно-исковая работа, но и много других видов деятельности, которые нельзя свести в одну группу «обеспечение соблюдения законности в деятельности предприятия и защиты его правовых интересов».
Так, специалисты указанных подразделений привлекаются к участию в реализации проектов компании. Специфика проектной работы не позволяет применить предлагаемый подход к оценке их труда.
3. Помимо общей неоднородности рассматриваемых профессий, есть неоднородность на уровне компаний: применяются различные практики построения работы соответствующих служб, своя развития и своя особенная структура, обусловленные, в том числе, особенностями структуры корпоративного управления, особенностями бизнес-схемы основных процессов, особенностями организации взаимодействия с дочерними обществами и т.д. Вышеперечисленные отличия невозможно свести в типовые нормы труда.
Кроме того, работа, рассматриваемых служб, зависит от общей штатной численности работников организации, от ее доли и активности на рынке, а более того, от уровня развития информационных систем.
Различается подход компаний и к так называемым «околоюридическим» функциям, которые тесно связаны с юридической функцией, но могут выполняться как юридическими департаментами, так и иными, в том числе, специально созданными (например, комплаенс, налогообложение, корпоративная безопасность, управление собственностью и т.д.).
Наконец, специфика работы определяется особенностями конкретного сектора экономики.»
ОКЮР предложил продолжить диалог по данному вопросу, провести экспертные исследования, в том числе с учетом ситуации в конкретных секторах экономики. Однако существует также мнение, что такие стандарты все-таки нужны, в них можно включить то, что является единым для всех юрдепов, независимо от отрасли (например, наличие стартегии и ее соответствие стратегии компании, роль юристов, подчиненность и т.д.). В ближайших номерах Legal Insight начнет обсуждение этой темы.