Согласно исследованиям PwC «Сквозь призму кризиса: роль совета директоров российских компаний» и «Взгляд на риски – обеспечение конкурентного преимущества в условиях нестабильности» 2015 года, около 83% российских компаний пересматривают стратегию развития своего бизнеса, а 77% компаний уделяют первоочередное внимание повышению операционной эффективности и считают, что усложнение нормативно-правового регулирования будет представлять наибольший риск для эффективности бизнеса.
Это создает новые возможности для усиления роли юридических департаментов в российских компаниях. Для выстраивания успешного бизнес-плана большинство (90%) компаний-лидеров рынка координируют программу по управлению рисками с юридическим департаментом, в то время как в компаниях, не являющихся лидерами рынка, координация такой программы совместно с юристами происходит только в 51% случаев.
Стратегия юридического департамента всегда направлена на минимизацию рисков и постоянное повышение уровня юридического сервиса. Однако в условиях кризиса усиливается внимание к таким направлениям по минимизации рисков как: претензионно-судебная работа, корпоративная работа (продажа убыточных и непрофильных активов или покупка подешевевших активов), появление новых видов комплаенс-процедур (санкционный комплаенс, антимонопольный комплаенс), налоговые правоотношения (повышение количества налоговых проверок и ужесточение требований налоговых органов), усиление внимание и контроля проблемных регионов (например, Украина).
Повышение уровня юридического сервиса в условиях кризиса связано с использованием современных технологий; максимальной стандартизацией и автоматизацией процессов; применение механизмов управления проектами (project management); передача технической и низкорисковой работы младшим юристам и неюристам (административному персоналу, бизнес-подразделениям).
Именно об этом пойдет речь на Пленарной сессии Форума руководителей юридических департаментов 26 ноября «Стратегия юридического департамента в кризисной ситуации».