Специальный проект Legal Insight и Bryan Cave Leighton Paisner
В 2020 г. исполнилось 30 лет российскому антимонопольному регулированию. За это время деятельность Федеральной антимонопольной службы и ее предшественников не раз то подвергалась критике, то заслуживала позитивную оценку со стороны бизнеса и профессионального сообщества.
Несомненным достижением антимонопольного ведомства и его руководства стало привнесение в отечественное законодательство и практику его применения классических подходов современного антитраста. Это и акцент на расследование картелей, и применение программы освобождения от ответственности (leniency), и «оборотные» штрафы, и принципы экономического анализа конкуренции на рынках, и, уже в недавнее время, более широкое применение структурных и поведенческих предписаний при осуществлении контроля над сделками экономической концентрации, в том числе международными.
Российская антимонопольная служба подчас творчески развивала подходы иностранных регуляторов, приспосабливая их к особенностям отечественной экономики. Достаточно отметить широкое применение концепции «коллективного» доминирования в рамках контроля над односторонними действиями компаний на олигополистических рынках, которое началось с дел против нефтяных компаний. В ряде случаев ФАС России в рамках антимонопольных дел разрешала споры хозяйствующих субъектов (распределительные конфликты, как говорят экономисты).
В итоге ФАС России вышла за рамки классического антимонопольного ведомства, защищающего конкуренцию и интересы потребителей, становясь скорее экономическим регулятором. Разрешив по классическим канонам антитраста дело против Google в отношении предустановленных приложений на смартфоны на платформе Android, ФАС России сразу инициировала обязательную предустановку российского софта на все зарубежные гаджеты, что будет реализовано с 1 января 2021 г.
На роль службы несомненно повлияло ее объединение с Федеральной службой по тарифам, получение полномочий по контролю госзакупок и гособоронзаказа, появление институтов предупреждения и предостережений. Все эти события отражены в предлагаемом вашему вниманию таймлайне.
В дальнейшем возможны различные сценарии развития антимонопольного органа: нетрудно представить расширение уголовно-правовых методов контроля над поведением бизнеса (привлечение лиц к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ вплоть до акционеров компании – идея, вызвавшая открытое недовольство делового сообщества) или, наоборот, уход от наиболее строгой уголовной ответственности в сферу применения сугубо экономических мер реагирования. Возможно усиление функций тарифного регулятора, расширение контроля над ценами методами административной ответственности и различных предписаний, или наоборот, смещение акцента на снятие барьеров для развития конкуренции, что уже само по себе создаст условия для более прозрачного и сбалансированного ценообразования. Тем интереснее узнать, какой вектор примет будущее развитие антимонопольного ведомства.
Статья опубликована в Legal Insight. 2020. №10.
Вам также может быть интересно: Антимонопольное регулирование — 2018 ,
Рынок юридических услуг в сфере антимонопольного права.