№ 4 (120) 2023
LEGAL TECH

Революция в управлении судебно-претензионной работой: управляй (делами) от manage (one)

ПОДЕЛИТЬСЯ:

6 апреля 2023 г. в штаб-квартире legaltech в России в компании Pravo Tech состоялась презентация нового продукта, который сделает судебно-претензионную работу более простой, понятной и прозрачной, — «управляй (делами)» от manage (one). О предпосылках к его созданию рассказал заместитель генерального директора manage (one) Кирилл Кондратенко. Возможности нового решения продемонстрировал Product Owner компании, эксперт в области Enterprise Legal Management Богдан Данилов.

Вызовы судебно-претензионной работы

Давайте посмотрим, что сейчас происходит в судебно-претензионной работе и как это влияет на инхаус-юристов. По данным Верховного Суда России, количество судебных споров ежегодно растет, а значит, увеличивается нагрузка на инхаус-юристов. В 2022 г. количество налоговых споров выросло на 45%, банкротных — на 26%, дел по охране интеллектуальной собственности — на 30%.

При этом численность судебно-претензионных отделов компаний не меняется. Судебные юристы вынуждены мониторить сайты судов и копировать оттуда данные, тратить время на подачу документов, в сжатый срок вручную формировать претензии. Во многих крупных компаниях KPI юриста зависит от срока формирования претензий и исков, а также от скорости получения исполнительных листов.

Pravo Tech с 2008 г. помогает юристам автоматизировать рабочие процессы и избавляет их от рутины, реализовав несколько тысяч успешных проектов по автоматизации работы юристов. Первая разработка компании — Картотека арбитражных дел — уникальный комплекс электронного правосудия, который перевернул представление о традиционном взаимодействии с судебной системой. Это эталон не только российского электронного правосудия, но и всего мира. В 2012 г. был запущен Casebook — система мониторинга дел и проверки контрагентов. На год позже возник Caselook — сервис для поиска судебной практики, релевантной необходимому кейсу. 2015-й год стал первым шагом на пути к Enterprise Legal Management — автоматизации работы юридических департаментов крупных корпораций. В этом году компания Pravo Tech запустила сервис Case.pro — low-code платформу для автоматизации любых бизнес-процессов. Именно это решение стало основой для платформы manage (one).

Решение «Управляй (делами)» от manage (one)

Новый продукт презентовал Product Owner компании Богдан Данилов. По словам спикера, с проблемами в организации судебной функции он столкнулся в 2014 г., когда стал судебным юристом. С тех пор картина не измени- лась. Юристы вынуждены работать минимум в пяти системах: внутренних корпоративных, смежных подразделений, Excel, государственных услуг. Ответом на эти проблемы стало решение «управляй (делами)» от manage (one), объединившее дела, финансовые операции, служебный документооборот, мониторинг судебных событий и аналитику.

Сложности на досудебном этапе и их разрешение

В ходе работы с претензиями юрист сталкивается с различными трудностями, среди которых длительная подготовка документов, множество каналов входящей информации и отсутствие аналитики.

Продукт предоставляет пользователям четыре инструмента, которые оптимизируют рабочий процесс на досудебном этапе (илл. 1).

Чат-бот — это понятный для пользователя интерфейс, позволяющий автоматизировать сбор входящих претензий. Контролировать исполнение договоров тоже больше не надо: в случае нарушения обязательств автоматически сформируется предзаполненная претензия. Еще продукт имеет API для интеграции с корпоративной системой.

В организации, которая не автоматизирует документооборот, руководитель тратит на распределение претензий между юристами в среднем два часа. Решение «управляй (дела- ми)» автоматически назначит ответственных сотрудников с учетом их нагрузки. Используя данные из чат-ботов и внешних систем, юрист может создать претензию с помощью преднастроенного конструктора и отправить ее в бэкофис в один клик. Специалисты бэкофиса в едином интерфейсе подписывают документы ЭЦП, отправляют их и отслеживают отправления.

Сложности в судебной работе и их преодоление

На судебном этапе юристов ожидает не меньше проблем, чем на досудебном: отсутствие графика и пропуск заседаний, огромные временные затраты на мониторинг сайтов судов, подачу документов и подготовку отчетов, невозможность предугадать исход дела. Компания Pravo Tech предлагает забыть о проблемах с помощью пяти инструментов (илл. 2).

Аналитика и прогноз исхода судебного дела подскажут, что целесообразнее сделать: инициировать судебное разбирательство или подать заявление о признании должника банкротом и вступить в реестр кредиторов. Конструктор процессуальных документов позволит собрать все необходимые шаблоны в одном месте и быстро сформировать иск. Останется лишь отправить готовый пакет документов в арбитражный суд через «Мой арбитр». Документы в суды общей юрисдикции подаст RPA-робот: он сам выберет из системы нужные иск или жалобу и заполнит заявку на портале ГАС «Правосудие».

Данные по арбитражным делам всегда были, есть и будут на платформе manage (one) в удобном виде со всеми нужными документами. А вот мониторинг дел судов общей юрисдикции — новая разработка, предназначенная для компаний, которые взаимодействуют с клиентами — физическими лицами, особенно по договорам о защите прав потребителей.

Таким образом, продукт «управляй (делами)» автоматизирует весь процесс создания и отправки исков. Компании, которые подают огромное количество типовых исков, — энергосбытовые, финансовые, страховые, — практически могут отказаться от услуг юристов.

Документы, которые не надо подписывать ЭЦП, например, ходатайства о выдаче исполнительного листа, решение «управляй (делами)» от manage (one) создаст самостоятельно. Автоматически будет рассчитана дата вступления в силу судебного постановления, сформирован и отправлен пакет документов. Ответственный юрист получит уведомление о запросе исполнительного листа.

Сложности на этапе исполнительного производства и их разрешение

В ходе исполнительного производства судебные юристы теряют время на мониторинг сайтов ФССП, сталкиваются с некорректными отчетами и штрафами за просрочку оплаты. Для удобства и упрощения работы продукт дополнен специальными возможностями (илл. 3).

Итак, процесс взыскания сводится к трем шагам: формированию заявления в конструкторе, отправке в ФССП и отслеживанию возбуждения исполнительного производства. Все действия осуществляются автоматически в едином интерфейсе.

Автоматизация рутинных процессов за счет интеграции со множеством сервисов

Оценить финансовое состояние должника помогают сведения, поступающие из ЕГРЮЛ и еще 36 источников. Совместное использование решения «управляй (делами)» от manage (one) и API Casebook позволяет максимально автоматизировать на базе платформы бизнес-процессы, необходимые для работы юридического департамента, например мониторинг проверок организаций.

Чтобы контролировать дела судов общей юрисдикции, достаточно выбрать интересующего контрагента или собственную организацию и задать параметры для отслеживания. Благодаря объединению с Картотекой арбитражных дел и ГАС «Правосудие» уведомления о регистрации судебного дела поступят автоматически. Аналогичным образом будут приходить уведомления об исполнительном производстве.

Также предусмотрена интеграция с финансовыми системами, за счет чего пользователь мгновенно совершает финансовые операции, например, оплачивает госпошлины.

Продукт располагает особой технической возможностью — автоматическим распознаванием документов. Эта функция будет полезна страховым, энергосбытовым компаниям, банкам — любому крупному бизнесу, получающему огромный поток входящей документации. Сервис распознавания просканирует документ, извлечет, проструктурирует и проверифицирует данные.

Проанализировать показатели работы департамента помогут наглядные дашборды, а быстро подготовиться к заседанию — чат-бот с искусственным интеллектом, он подготовит мини-саммари судебного решения.

manage (one), на базе которой разработан продукт «управляй (делами)», — это low-code платформа. Поэтому специалист без знания кода может добавлять новые блоки, поля, менять их местами, настраивать сценарии раз- вития задачи или события.

В завершение презентации спикер отметил, что «управляй (делами)» от manage (one) — это преднастроенное решение, позволяющее начать работу с первого дня. Его функции — мониторинг судебных дел, исполнительного производства, подача документов в «Мой арбитр», — способны максимально упростить рабочий процесс.

 

 

Возможно, вам будет
интересно