Тарутинское меднорудное месторождение находится на приграничной территории России и Казахстана. Владелец актива «Русская медная компания» не мог приступить к его освоению без заключения отдельного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Юристы судебного управления «РМК» в тесном взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработали соответствующее межправительственное соглашение (МПС). Соглашение заключено 18.08.2021 и вступило в силу 17.10.2022. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в работе над этим проектом и в чем его уникальность, рассказала Регина Каримова.
На приграничной территории между Российской Федерацией и Республи- кой Казахстан расположено Восточно-Тарутинское проявление медных руд. В Челябинской области находится Тарутинское месторождение, лицензией на разработку которого владеет ООО «Восточный базис». В 2018 г. Группа «РМК» приобрела у Группы «Полиметалл» 100 % доли в ООО «Восточный базис». На территории Казахстана рудопроявление представлено Восточно-Тарутинским месторождением, расположенным в Костанайской области. Контракт на пользование недрами заключен ТОО «Тарутинское». В 2018 г. в результате сделки с «РМК» контроль над ТОО «Тарутинское» получила Группа «Полиметалл» (произошел взаимный обмен активами). Таким образом, в результате сделки каждая из промышленных групп консолидировала у себя актив в виде трансграничного месторождения: Тарутинское — у «РМК», Восточно-Тарутинское — у «Полиметалла».
Освоение любого месторождения, расположенного на росийско-казахстанской государственной границе, осложняется несколькими факторами.
1 Для его разработки требуется заключение отдельного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Поскольку требования к обеспечению безопасности на приграничной территории более строгие, требуется согласие государства‐соседа, в частности на возможность проведения взрывных работ. Это прямо предусмотрено ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 18.01.2005 о российско‐казахстанской государственной границе.
2 Проектная документация на трансграничное месторождение как объект строительства, представляющий собой интерес сразу для нескольких государств, подлежит не только внутри‐, но и межгосударственной экспертизе. Такое требование предусмотрено Соглашением от 13.01.1999 о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств—участников СНГ. Проведение межгосударственной экспертизы предполагает учет требований другого государства при разработке проекта, что увеличивает продолжительность и повышает сложность его разработки. Для отмены требования о проведении межгосударственной экспертизы так‐ же требуется заключение отдельного межгосударственного соглашения. Без такого соглашения ФАУ «Главгосэкспертиза» не согласует проект разработки месторождения.
Таким образом, было невозможно приступить к освоению месторождений без заключения отдельного соглашения. Кроме того, обе Группы были заинтересованы в отмене требования о проведении межгосударственной экспертизы и прохождении лишь внутригосударственной.
Сложность проекта
Поскольку подписание МПС затрагивало интересы сразу двух государств и двух недропользователей, реализация проекта осложнялась следующими обстоятельствами.
1 Необходимо было учесть различные особенности ведения хозяйственной деятельности на приграничной территории: запрет на проведение хозяйственной деятельности в пределах 100 м от государственной границы как в сторону Российской Федерации, так и в сторону
Республики Казахстан; особый порядок проведения взрывных работ (составление графика с указанием места, даты и времени их проведения; уведомление другого государства); возможность участия в проводимых проверках (инспекциях) представителя уполномоченного государственного органа другой страны со статусом наблюдателя и др.
2 Потребовалась координация работы большого количества участников проекта в разных странах в связи с разницей в менталитете, часовых поясах и пр. Помимо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в согласовании текста договора только с российской стороны принимало участие более десяти различных ведомств федерального и регионального значения.
3 Были трудности с отслеживанием статуса МПС в Республике Казахстан, поскольку текст МПС направлялся по дипломатическим каналам.
4 Имели место продолжительные дипломатические процедуры, были сложности с определением точных сроков их прохождения.
5 Из‐за пандемии COVID‐19 подписание МПС неоднократно переносилось.
Тем не менее соглашение было заключено уже через два года после начала работы над его текстом, что по дипломатическим меркам совсем небольшой срок.