№ 1 (117) 2023
TERRA INCOGNITA

Разработка международного соглашения о хозяйственной деятельности на приграничной территории

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Тарутинское меднорудное месторождение находится на приграничной территории России и Казахстана. Владелец актива «Русская медная компания» не мог приступить к его освоению без заключения отдельного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Юристы судебного управления «РМК» в тесном взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработали соответствующее межправительственное соглашение (МПС). Соглашение заключено 18.08.2021 и вступило в силу 17.10.2022. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в работе над этим проектом и в чем его уникальность, рассказала Регина Каримова.

На приграничной территории между Российской Федерацией и Республи- кой Казахстан расположено Восточно-Тарутинское проявление медных руд. В Челябинской области находится Тарутинское месторождение, лицензией на разработку которого владеет ООО «Восточный базис». В 2018 г. Группа «РМК» приобрела у Группы «Полиметалл» 100 % доли в ООО «Восточный базис». На территории Казахстана рудопроявление представлено Восточно-Тарутинским месторождением, расположенным в Костанайской области. Контракт на пользование недрами заключен ТОО «Тарутинское». В 2018 г. в результате сделки с «РМК» контроль над ТОО «Тарутинское» получила Группа «Полиметалл» (произошел взаимный обмен активами). Таким образом, в результате сделки каждая из промышленных групп консолидировала у себя актив в виде трансграничного месторождения: Тарутинское — у «РМК», Восточно-Тарутинское — у «Полиметалла».

Освоение любого месторождения, расположенного на росийско-казахстанской государственной границе, осложняется несколькими факторами.

1 Для его разработки требуется заключение отдельного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Поскольку требования к обеспечению безопасности на приграничной территории более строгие, требуется согласие государства‐соседа, в частности на возможность проведения взрывных работ. Это прямо предусмотрено ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 18.01.2005 о российско‐казахстанской государственной границе.

2 Проектная документация на трансграничное месторождение как объект строительства, представляющий собой интерес сразу для нескольких государств, подлежит не только внутри‐, но и межгосударственной экспертизе. Такое требование предусмотрено Соглашением от 13.01.1999 о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств—участников СНГ. Проведение межгосударственной экспертизы предполагает учет требований другого государства при разработке проекта, что увеличивает продолжительность и повышает сложность его разработки. Для отмены требования о проведении межгосударственной экспертизы так‐ же требуется заключение отдельного межгосударственного соглашения. Без такого соглашения ФАУ «Главгосэкспертиза» не согласует проект разработки месторождения.

Таким образом, было невозможно приступить к освоению месторождений без заключения отдельного соглашения. Кроме того, обе Группы были заинтересованы в отмене требования о проведении межгосударственной экспертизы и прохождении лишь внутригосударственной.

Сложность проекта

Поскольку подписание МПС затрагивало интересы сразу двух государств и двух недропользователей, реализация проекта осложнялась следующими обстоятельствами.

1 Необходимо было учесть различные особенности ведения хозяйственной деятельности на приграничной территории: запрет на проведение хозяйственной деятельности в пределах 100 м от государственной границы как в сторону Российской Федерации, так и в сторону

Республики Казахстан; особый порядок проведения взрывных работ (составление графика с указанием места, даты и времени их проведения; уведомление другого государства); возможность участия в проводимых проверках (инспекциях) представителя уполномоченного государственного органа другой страны со статусом наблюдателя и др.

2 Потребовалась координация работы большого количества участников проекта в разных странах в связи с разницей в менталитете, часовых поясах и пр. Помимо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в согласовании текста договора только с российской стороны принимало участие более десяти различных ведомств федерального и регионального значения.

3 Были трудности с отслеживанием статуса МПС в Республике Казахстан, поскольку текст МПС направлялся по дипломатическим каналам.

4 Имели место продолжительные дипломатические процедуры, были сложности с определением точных сроков их прохождения.

5 Из‐за пандемии COVID‐19 подписание МПС неоднократно переносилось.

Тем не менее соглашение было заключено уже через два года после начала работы над его текстом, что по дипломатическим меркам совсем небольшой срок.

Возможно, вам будет
интересно