№ 09 (85) 2019
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проверка бизнеса государственными органами: как минимизировать последствия

ПОДЕЛИТЬСЯ:

9 октября журнал Legal Insight и юридическая фирма Five Stones Consulting провели бесплатный бизнес-завтрак для инхаус-юристов, посвященный различным видам проверки бизнеса. Тема оказалась настолько актуальной, что количество желающих присутствовать превысило число посадочных мест в аудитории лофта «Министерство». На мероприятии присутствовали юристы крупных российских и зарубежных компаний, которым практически каждый день приходится сталкиваться с теми или иными контрольными мероприятиями, проводимыми различными государственными органами.

Сопровождение проверок: общие вопросы

Мероприятие открыл Александр Карпухин, парт- нер и руководитель практики трудового и корпо- ративного права Five Stones Consulting. Александр подробно рассказал о фазах проверок юридиче- ских лиц и особенностях сопровождения прове- рочных мероприятий, проводимых Государствен- ной инспекцией труда (ГИТ), Роспотребнадзором и Роскомнадзором.

По его мнению, управление проверками должно основываться на предварительной работе инхаус- юристов компаний и рабочей группы, создаваемой специально для подготовки к проверке. «Один или несколько юристов не смогут подготовить компа- нию к проверке — требуется помощь всех депар- таментов, работа которых так или иначе связана с отраслями проверки. Я рекомендую создавать для сопровождения проверок рабочие группы. Напри- мер, при проверках Роскомнадзора юристам всегда нужна помощь ИТ-специалистов, а при проверках ГИТ не обойтись без помощи специалистов по охра- не труда», — пояснил Александр.

Если подошел срок проведения плановой провер- ки или стало известно о назначении внеплановой проверки и в компании создана рабочая группа, нужно осуществить правовой аудит соответствую- щей сферы деятельности: кадрового делопроизвод- ства, персональных данных, организации производ- ственных процессов для проверок Ростехнадзора и Роспотребнадзора и т. д. Результаты аудита по- зволят понять, какие в компании существуют про- блемы, что можно сделать и каков потенциальный финансовый ущерб от проверки. Такой подход осо- бенно актуален в связи с тем, что проверочные ли- сты применяются не ко всем категориям проверок, как, например, в ситуации с проверкой соблюдения законодательства о персональных данных, прово- димой Роскомнадзором. Кроме того, даже при нали- чии проверочных листов государственные органы зачастую запрашивают все возможные документы.

Особое внимание Александр уделил практике взаимодействия с проверяющими инспекторами на месте. Компании важно с первого дня провер- ки произвести на инспектора хорошее впечатле- ние. Так, при проверках Роскомнадзора следует организовать предварительную работу с арендо- дателем и подготовить зону ресепшен, чтобы про- демонстрировать корректность процедур получе- ния персональных данных у посетителей компании, к которым относятся и инспекторы. Рекомендуется также кратко ознакомить инспекторов с бизнесом компании, показать им самые красивые производ- ственные и офисные помещения и обязательно провести инструктаж по безопасности. Это будет свидетельствовать о серьезном подходе компании к своему бизнесу и соблюдении законодательства.

Проверки офисных и торговых центров

Ксения Казакова, партнер и руководитель прак- тики по вопросам недвижимости Five Stones Consulting, рассказала о проверках офисных и тор- говых центров — одних из наиболее сложных ор- ганизационных структур с точки зрения управле- ния бизнесом. Здесь пересекаются интересы и зоны ответственности собственников, арендаторов и управляющих компаний. Именно поэтому важ- но правильно распределить зоны ответственности участников отношений по управлению бизнес- или торговым центром в рамках установленных правил, заключенных договоров аренды, договоров между собственником центра и управляющей компанией, арендаторами и управляющей компанией. Особое внимание уделяется распределению эксплуатаци- онной ответственности, ответственности за нару- шение правил центра, обязанностям управляю- щей компании и ответственности за наиболее кри- тичные сферы деятельности, такие как пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологические, ми- грационные и прочие вопросы.

Областей, в которых проводят проверки Ростех- надзор и Роспотребнадзор, достаточно много, в свя- зи с этим на первый план выходит возможность договорного распределения зон ответственности. Например, кто будет привлечен к ответственно- сти за нарушение правил пожарной безопасности собственником бизнес-центра: сам собственник или арендатор соответствующей площади? В не- которых ситуациях подобные вопросы можно от- регулировать в договорах, связанных с управле- нием центрами.

Большую дискуссию вызвал вопрос о надзоре над трудовой деятельностью иностранных работников. Кодексом об административных правонарушениях РФ установлена ответственность за предоставление торгового места или иного помещения иностранно- му гражданину или юридическому лицу, фактиче- ски использующему труд иностранных работников без разрешения. Это означает, что управляющая компания несет ответственность за привлечение арендаторами к работе нелегальных мигрантов, в связи с чем возникают вопросы по поводу меха- низмов контроля над арендаторами в данной сфе- ре и возможности возмещения ими штрафов в ре- грессном порядке.

«Собственнику центра следует определить по- рядок управления общим имуществом и внедрить процедуры, обеспечивающие регулярное обновле- ние правил центра в соответствии с действующим законодательством, а также довести эту информа- цию до сведения арендаторов», — пояснила Ксе- ния. Кроме того, собственнику рекомендуется са- мостоятельно или с помощью управляющей компа- нии проводить проверки на предмет соблюдения арендаторами законодательства / условий догово- ров. В частности, в договорах аренды нужно четко разграничить обязанности сторон по вопросам капитального и текущего ремонта; эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и замены оборудования; получения разрешений / лицензий; соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и прочих требований, миграционного законода- тельства. В договорах с управляющими компа- ниями целесообразно четко определить сферу ответственности управляющего и уровень ответ- ственности управляющей компании, указать обя- занности управляющей организации по соблюде- нию законодательства (миграционного, об охра- не труда и пр.) и установить ее ответственность за их несоблюдение; а также изложить требования о включении аналогичных положений в договоры с субподрядчиками.

Налоговый и валютный контроль

Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики Five Stones Consulting, рас- сказала о 12 критериях, используемых налого- выми органами для выявления компаний — кан- дидатов на проведение выездной налоговой про- верки. Главным является критерий налоговой нагрузки. Так, налоговики непременно обратят внимание на то, что у отдельно взятого налого- плательщика налоговая нагрузка ниже среднего уровня налоговой нагрузки по данной отрасли. Также Екатерина назвала наиболее актуальные для проверяющих вопросы деятельности любой компании, проходящей выездную налоговую про- верку. К ним, в частности, относится оказание внутригрупповых / управленческих услуг, сдел- ки с недобросовестными контрагентами (точнее, реальность исполнения сделок теми лицами, с ко- торыми у компании заключены соответствующие договоры), займы и применение правил тонкой капитализации, выплата роялти, сделки с взаи- мозависимыми лицами (как при явной, так и при неявной взаимозависимости), использование на- логовых льгот. «Сейчас налоговые органы анали- зируют деятельность налогоплательщика в сово- купности с анализом деятельности его дочерних / зависимых компаний с целью раскрытия схем по дроблению бизнеса и получению необосно- ванной налоговой выгоды в связи с их реализа- цией», — пояснила Екатерина.

Она также рассказала об отдельных мероприя- тиях, проводимых в рамках выездных и камераль- ных налоговых проверок, о допросах свидетелей, выемке, экспертизе, осмотре помещений налого- плательщика, об использовании данных между- народного налогового обмена. В свете представ- ленных Екатериной данных о налоговых дона- числениях за последние годы и эффективности налогового контроля в настоящее время особое значение приобрели мероприятия по подготовке к проверкам, которые может провести каждый на- логоплательщик: разработка процедур по провер- ке контрагентов, правильный подбор документов по конкретным сделкам, проведение внутренней проверки налоговой работоспособности компа- нии с выявлением рискованных сделок и, конеч- но, мониторинг соответствия налогоплательщи- ка критериям кандидата на проведение выездной налоговой проверки.

Доследственные проверки

Как показывает практика, предпринимательская деятельность часто несет в себе риски уголовно- правового характера. Результатом проверки мо- жет стать возбуждение уголовного дела. К сожа- лению, порой уголовные дела возбуждаются без достаточных к тому оснований, количество при- говоров в сфере экономической деятельности продолжает расти. Пройдя долгий путь, в ряде случаев защитить предпринимателя и его чест- ное имя удается, однако сам факт возбуждения уголовного дела является потенциальной угро- зой разрушения бизнеса, вплоть до полной поте- ри контроля над ним.

Виктория Шакина, адвокат, председатель мо- сковской коллегии адвокатов «ЮрСити», подроб- но разъяснила, что является основанием для про- ведения доследственной проверки, какие органы могут ее осуществлять и какие способы проведе- ния такой проверки предусмотрены действующим законодательством. Акцент был сделан на дачу поручений органу дознания на проведение опе- ративно-розыскных мероприятий. Особое вни- мание адвокат обратила на порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничи- вающих конституционные права человека и гра- жданина на тайну переписки, телефонных перего- воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почто- вой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Не секрет, что инхаус-юристы, наряду с руководителями и собственниками компаний, часто попадают в поле зрения правоохранитель- ных органов, а их переписка и телефонные разго- воры становятся предметом исследования. Важно знать, что проведение оперативно-розыскных ме- роприятий, ограничивающих конституционные права граждан, допускается только на основании судебного решения.

Виктория дала практические советы по подго- товке к доследственной проверке и грамотным дей- ствиям в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью минимизации риска нару- шения прав как самой организации, так и ее руко- водителей и сотрудников.

Возможно, вам будет
интересно