№ 09 (95) 2020
ТЕМА НОМЕРА

Процесс десятилетия

ПОДЕЛИТЬСЯ:

20 октября в США начался процесс десятилетия — Министерство юстиции предъявило Google иск о злоупотреблении монопольным положением на рынке поиска и интернет- рекламы. Эксперты сравнивают его с историческим процессом телефонной монополии AT&T, по итогам которого компания была разделена на девять частей. Принудительное разделение бизнеса может грозить и Google. The Wall Street Journal называет данный иск крупнейшим за 20 лет антимонопольным делом в США. Решение суда по этому делу во многом определит будущее цифровых сервисов и дальнейшую жизнь их клиентов. Обычно новое регулирование в таких масштабах во многом копируется в Евросоюзе и национальных юрисдикциях. Мы собрали прогнозы экспертов по поводу того, чем закончится судебное противостояние и как происходящее отразится на конкуренции платформ в мире и в России.

Константин Сонин, профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики, в колонке VTimes «Расчленяй и властвуй. Почему атака американского правительства на Google не имеет смысла?» в качестве аргумента проводит в пример антимонопольный иск против Microsoft в 1999 г. «Те, кто защищал Microsoft, утверждая, что ее монополия не убивает конкуренцию и не нуждается в активном регулировании, оказались совершенно правы. Те, кто жаловался на то, что монополист убивает конкуренцию, ошибались — их фирмы просто не справились с конкуренцией. Не было проблемы с монополией Microsoft. В прошедшие двадцать лет монополия Microsoft была уничтожена на рынке, конкурентными методами. Конкуренты создали более качественные товары, но главное, появились огромные новые рынки — например, приложения для смартфонов, рынок поисковых услуг, социальные сети, массовая интернетрозница» — пишет он.

Каждый год Google платит Apple от 8 до 12 млрд долларов США, чтобы быть стандартным поисковиком на всех устройствах Apple. Данную сделку могут признать картельным сговором. По информации СМИ, Apple создает собственную поисковую систему

Кент Уокер, SVP of Global Affairs Google

«Иск Министерства юстиции глубоко ошибочен. Люди используют Google по желанию, а не по принуждению или из-за отсутствия альтернатив. Этот иск никак не поможет потребителям. Напротив, он искусственно ухудшит качество поисковых сервисов, повысит цены на телефоны и затруднит получение людьми тех поисковых сервисов, которыми они хотят пользоваться»

Евгений Хохлов, партнер, Antitrust Advisory

Проблема, на которую обратили внимание американские регуляторы, известна давно. Практики Google по связыванию своих приложений и их преимущественному продвижению на платформе Android стали предметом разбирательства ФАС России еще в 2015 г. Наш антимонопольный орган первым в мире счел это нарушением антимонопольного законодательства и добился от Google существенных изменений на российском рынке.

Прошло несколько лет, прежде чем Европейская комиссия вынесла аналогичное решение в отношении Google и применила схожие меры для исправления ситуации. Подобное решение вынесено и в Турции, а антимонопольные органы некоторых стран занимаются расследованием таких практик Google в настоящее время. Решение ФАС России активно критиковалось как недальновидное и противоречащее интересам пользователей. Между тем, практики Google по-прежнему применяются в глобальном масштабе, и с 2015 г. ситуация не изменилась — новых реальных конкурентов в мировом масштабе у Google не появилось. Реальность опровергает идеалистические тезисы противников антимонопольного регулирования в сфере высоких технологий о том, что в любой момент может появиться новый игрок, который легко отнимет у мировых ИТ-гигантов статус монополиста.

Наша страна фактически первой обозначила подход, который позднее был воспринят в Евросоюзе, где антимонопольное регулирование является одним из самых продвинутых в мире, а теперь уже применяется и в США. Основная цель регулятора — не заменить Google на другой сервис, а дать пользователям возможность самим выбирать для себя сервисы. Для этого в России Google имплементировал окно выбора поиска по умолчанию при первом включении мобильного устройства. Такой механизм дает пользователю возможность сделать осознанный выбор. Полагаю, что именно по этому пути, в конечном итоге, пойдут и в США, поскольку вряд ли там ставится задача любой ценой разбить Google на части. Вполне вероятно, что стороны придут к мировому соглашению, как это произошло в Российской Федерации.

Возможно, вам будет
интересно