№ 04 (90) 2020
ТЕМА НОМЕРА

Онлайн-суды: шаг в будущее?

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Суды во всем мире столкнулись с необходимостью переходить в режим онлайн в удивительно короткие сроки. Юристы наблюдают за тем, как проходят онлайн- заседания, и изучают новые возможности работы с электронными документами. В конце апреля было проведено первое онлайн-заседание арбитражного суда в России: в АС ЯНАО рассмотрели дело об административном правонарушении. Эксперты отмечают, что коронавирус становится толчком для скорейшего внедрения новых технологий и автоматизации судопроизводства. Однако можно ли назвать то, что происходит с судебной системой сейчас, шагом в будущее?

РИЧАРД САССКИНД О МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ LEGAL INSIGHT (№ 5, ИЮНЬ, 2016):

«Основной вопрос заключается в том, что такое суд: некое священное место или услуга по разрешению спора между сторонами? Если суд — услуга, то почему для урегулирования споров нам необходимо собираться в каком-то одном месте?

Предлагаемый нами онлайн-суд состоит из трех уровней.

На первом уровне есть высококвалифицированные судьи. Однако некоторые дела рассматриваются без проведения слушания в зале заседаний, удаленно, например, посредством проведения телефонных или видеоконференций. Многие судьи считают, что в ряде случаев (но, конечно, не во всех), при наличии заявлений, документов и возможности телефонного общения со сторонами, они могут провести справедливое рассмотрение споров без полномасштабного слушания.

Второй уровень аналогичен работе Службы финансового омбудсмена, которая занимается урегулированием споров между потребителями и финансовыми организациями. На этом уровне мы оказываем содействие. Уполномоченные лица проверяют документы и помогают сторонам в медиации и переговорах в режиме онлайн посредством электронной почты и, возможно, чатов и видеоконференций. Это называется «сдерживанием», а не «урегулированием» конфликтов — мы стараемся предотвратить выход ситуации из-под контроля.

Более того, перед вторым уровнем также существует механизм предотвращения конфликтов и предоставления правовых инструкций, информации и юридических консультаций в режиме онлайн, для того чтобы помочь людям изначально избежать развития конфликта.»

Идея использования технологий в работе судов не нова. Один из ее апологетов или как сейчас модно говорить евангелист — Ричард Сасскинд, известный футуролог, профессор, IT-консультант лорда — главы судебной власти Англии и Уэльса, давно убежден: за цифровым судопроизводством будущее. Четыре года назад нам удалось поговорить с ним о взглядах на трансформацию судов, которые в 2019 г. он обобщил в книге «Онлайн-суды и будущее правосудия». Сасскинд предрекает кардинальную трансформацию судебной машины, которая не ограничится проведением заседаний в режиме онлайн и электронным документооборотом. Он предлагает ввести заочный формат заседаний: упростить судебную процедуру, оставив только судью и поданные документы. Необходимо также создать умную электронную систему, которая будет подсказывать обращающимся в суд, как правильно заполнить иск и применить правильную норму.

Пока создание такой трехступенчатой системы кажется сложной и неосуществимой задачей. Однако в ее основе вполне практичная и рациональная мысль Сасскинда о несоразмерности некоторых судебных разбирательств: «Если я не вернул вам вашу газонокосилку за 300 фунтов, у нас нет необходимости встречаться через девять месяцев в зале, обитом шикарными деревянными панелями, в присутствии людей в париках» и платить кому-то за представительство суммы, в десять раз превышающие стоимость конфликта. Этот принцип «газонокосилки» может стать точкой опоры для реформирования судебной системы.

Так или иначе пандемия подтолкнула нашу судебную систему к переменам, о которых много говорили и не могли осуществить. В апреле Верховный Суд праздновал 20-летие использования видеоконференцсвязи в заседаниях. Однако в 2019 г. количество дел, которые рассматривались с применением технологий, составило 0,5 % от общего числа. У судебной системы нет пути назад — из-за приостановления работы судов в связи с карантином дожидаются рассмотрения тысячи дел. К концу июня откроется доступ к электронным документам через КАД, пока только 50 судов перешли на электронный режим, но даже за месяц работы количество ознакомлений с делами превысило 5 000. 30 апреля 2020 г. Верховный Суд призвал российские суды проводить судебные заседания по гражданским и уголовным делам в онлайнформате, если имеются технические возможности.

3 мая 2020 г. пресс-служба Министерства юстиции России сообщила о подготовке законопроекта о дистанционном участии сторон в судебных заседаниях через интернет. Для этого внесут поправки в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы, и Кодекс административного судопроизводства РФ. В режиме онлайн смогут проходить слушания по гражданским, арбитражным и административным (по спорам между гражданами и госорганами) делам, исключения составят уголовные дела — для них по-прежнему будет работать возможность использования видеоконференцсвязи согласно нормам УПК РФ.

«Плохо видно, но видно»

Профессиональное сообщество скептически относится к дистанционному рассмотрению дел. Высказываются опасения, что перебои со связью могут помешать справедливому правосудию. Суд может не сообщить о технических неполадках, чтобы не откладывать заседание. Девиз сформулирован ВС РФ на первом заседании в формате веб-конференции: «плохо видно, но видно». «Не думаю, что онлайн-правосудие — это навсегда», — заявил Виктор Момотов, глава Совета судей, на сессии ПМЮФ о судебной защите в период пандемии, выступая за поиск баланса между новыми технологиями и традиционным судопроизводством.

По мнению Олега Колотилова, партнера юридической фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры», дистанционный формат проведения заседаний (ВКС, Skype, веб-конференция) в российских реалиях существенно ограничит возможности участников процессов по реализации своих прав. Во-первых, важно само восприятие: у судьи совершенно разные ощущения от реального и дистанционного присутствия участников процесса. Дистанционно участвующие стороны остаются для суда лишь «картинкой». Отсюда ограниченные возможности для убеждения суда. Особенно сильный дисбаланс возникает, если одна сторона участвует очно, а вторая — дистанционно. На сайтах некоторых судов стала появляться информация о порядке участия в судебных заседаниях онлайн из дома. Евгений Орешин, советник BCLP, обратил внимание, что в самом конце инструкции по участию в заседаниях онлайн есть интересный пассаж: «Участник онлайн-заседания, нарушающий установленный порядок в судебном заседании, выражающий своими действиями (бездействием) неуважение к закону и суду, может быть лишен возможности участия в онлайн-заседании в случае неподчинения законным распоряжениям председательствующего после предупреждения». «Раньше в суде нужно было приложить значительные усилия, чтобы остановить защитную речь представителя, а теперь «нажми на кнопку и получишь результат». Этот же метод можно использовать, когда представитель выходит за регламент», — отмечает он.

«Думаю, в будущем у нас появится судебная система, одна часть которой будет работать в режиме онлайн, другая — в традиционном виде, а мы будем регулировать соотношение их участия в каждом отдельном деле. Но сейчас мы выступаем лишь за создание новой системы с определенными упрощенными правилами и особыми технологиями. Посмотрим, как эта система будет развиваться. В то же время есть политическая воля воплотить данную идею в жизнь». — Ричард Сасскинд

У суда повышается соблазн использовать свое право на ограничение времени выступления, просто технически отключив трансляцию. «Возможность «протестовать» против происходящего в заседании в «неурочное» время (когда, по мнению суда, не твоя очередь выступления) ограничена», — соглашается с ним Олег Колотилов. «Смущает и невозможность представлять новые документы в формате веб-конференции, знакомиться с документами другой стороны, использовать демонстрационные материалы, подойти и показать суду что-то непосредственно в материалах дела (суды сами неохотно соглашаются «рыться» в деле, особенно если оно большое), исследовать оригиналы (криво сшитый и десять раз перешитый документ дистанционно не увидишь), приводить свидетеля прямо в судебное заседание, исследовать вещдоки», — добавляет он.

«Скоро на вебинарах будут давать практические советы, как не допустить, чтобы у вас отключили микрофон, или как подключить побольше представителей, чтобы всех не отключили. Должен появиться новый предмет в ВУЗах — цифровое процессуальное право», — подытоживает Евгений Орешин.

Однако бесспорный плюс онлайн-судов — это удешевление судопроизводства, а значит, государство сможет в перспективе сократить бюджетные расходы. То будущее, о котором говорит Ричард Сасскинд, находится от нас еще далеко, но мы стали быстрее к нему приближаться. Пока следим за «маленькими победами» и анализируем первые шаги на этом интересном пути изменений.

Возможно, вам будет
интересно