Маврикий — небольшая страна, расположенная в Индийском океане, одна из самых быстро развивающихся экономик Субсахарской Африки. Является не только мировым поставщиком сахара, но и финансовым центром для инвестиций в Африку, поддерживает тесные торговые связи с Индией и Китаем. Маврикий активно подписывает и ратифицирует СИДН с различными странами, включая Россию, что делает его привлекательным для налогового планирования. Наталья Пацева разъясняет, с чем связан возрастающий спрос на данную юрисдикцию.
Маврикий зарекомендовал себя как прозрачная юрисдикция с благоприятным налоговым режимом, важным преимуществом которой является готовность работать с инвесторами из России: здесь можно зарегистрировать компанию для лиц с российским гражданством и капиталом. Исключение составляют лица, попавшие под санкции или связанные с санкционными компаниями.
В 2014 г. Маврикий подписал Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA), а с 2018 г. начал осуществлять автоматический обмен данными, в частности с Россией. Кроме того, страна ратифицировала Многостороннюю конвенцию MLI, направленную на предотвращение размывания налоговой базы и вывода прибыли.
Согласно отчету ОЭСР, Маврикий успешно внедряет международные стандарты налоговой прозрачности, противодействия отмыванию денег и устранения недобросовестной налоговой конкуренции. Банковская система страны развивается благодаря присутствию крупных международных групп, таких как HSBC, Standard Chartered, Bank of China, а также местных банков, обслуживающих как свои, так и иностранные компании, обеспечивая трансграничные расчеты.
Маврикий — уникальная юрисдикция с точки зрения вариативности инструментов, которыми может воспользоваться бизнес. Рассмотрим наиболее востребованные структуры.
Компания считается налоговым резидентом Маврикия и пользуется льготами в рамках соглашений об избежании двой ного налогообложения (СИДН). Стандартная ставка налога на прибыль — 15%, но возможно уменьшение налоговой базы на 80%, что снижает эффективную ставку до 3% (например, для дивидендов или процентов, полученных из-за рубежа). Для применения льгот необходимо, чтобы управление и контроль осуществлялись с территории Маврикия, а компания обеспечивала минимальное экономическое присутствие в регионе.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
- операционные компании клиента расположены на Кипре, в Сингапуре, Индии и Сенегале. Использование маврикийской GBC вместо кипрской (как это происходило раньше) для владения данными структурами позволяет избежать риска доначисления специальных взносов на оборону;
- при выплате дивидендов из Сенегала налог у источника не взимается (ставка 0% по СИДН), а на Маврикии применяется эффективная ставка 3% (в некоторых случаях возможен зачет налога на прибыль дочернего общества); далее средства могут быть перечислены российскому резиденту без удержания налога у источника, а в России уплачивается НДФЛ по стандартным ставками.
GBC часто используются торговыми конгломератами для обеспечения логистики товаров и денежных потоков. Благодаря неофшорному статусу маврикийские компании не имеют ограничений на работу с другими юрисдикциями и находятся в белых списках, что упрощает взаимодействие с банками и контрагентами.
При правильном структурировании торговые компании также могут использовать эффективную ставку налога 3%. При этом есть банки, которые могут осуществлять платежи из РФ, а некоторые — и в РФ (как правило, не в долларах США и евро, а, например, в дирхамах).
Ставка налога на прибыль — 15% (в некоторых случаях может быть снижена до эффективной ставки 3%).
НДС — 15% (при условии применимости).
Налог у источника при выплате дивидендов в пользу нерезидентов — 0%.
СИДН — 46 соглашений, при этом 7 ожидают ратификации (включая СИДН с Россией), 6 ожидают подписания, 20 находятся* на стадии согласования.
Tax credit применяется.
* Согласно данным Mauritius Revenue Authority (mra.mu)
Фонды, зарегистрированные в форме Private или Public Limited Company с лицензией GBL (Global business license), могут быть открытыми (open-ended funds) или закрытыми (closed-end funds). Доступны различные структуры в зависимости от типа инвестиций, количества инвесторов, системы управления и иных исходных данных: Master Feeder Fund, Sub Funds, Fund of Funds, Umbrella Funds, Protected Cell Companies (PCC), трасты в форме фондов и др. Такие структуры активно используются инвесторами, брокерами, фондовыми управляющими, страховыми компаниями, а также частными клиентами в форме PCC и VCC (Variable Cell Companies) — они позволяют сохранить практически полную конфиденциальность бенефициарных владельцев.
Налогообложение:
нет налога у источника при выплате дивидендов;
имеется возможность использования льгот по СИДН;
отсутствуют валютный контроль и правила тонкой капитализации.
Authorised Companies (AC)
Компании-нерезиденты, управляемые за пределами страны, должны осуществлять основную деятельность вне Маврикия. Они не являются налоговыми резидентам и страны, но обязаны предоставить информацию о месте управления и контроля. Локальная ставка налога применяется только к доходам, полученным на территории Маврикия. Такой тип компании, как правило, применяется в ситуациях, когда в стране, где осуществляется управление и контроль, налоговое бремя ниже, чем на Маврикии. В альтернативных случаях удобнее и проще использовать GBC.
В стране зарегистрировано более 13 000 компаний ПИС, более 6000 компаний АС и почти 1000 Global Funds (семь из которых зарегистрированы в январе 2025 г.). Маврикий является привлекательной юрисдикцией для международного бизнеса благодаря гибкому законодательству, благоприятному налоговому режиму и развитой финансовой инфраструктуре.
Маврикий стал привлекательной альтернативой таким юрисдикциям, как Кипр, Швейцария и Люксембург, где традиционно размещались портфельные компании, трасты и семейные фонды. Возможность редомициляции позволяет избежать дополнительной налоговой нагрузки, которая возникает при ликвидации компании или траста в одной юрисдикции и при переносе активов в другую. Это также минимизирует временные и финансовые затраты, а в некоторых случаях позволяет сохранить действующие банковские счета.
Маврикий предлагает гибкие и конфиденциальные инструменты для управления частным капиталом, что делает его привлекательной юрисдикцией для создания трастов и семейных фондов (foundation).
Особенностям трастов в стране относятся:
Совет фонда должен включать как минимум одного резидента Маврикия, при этом к резидентности остальных членов требований нет.
Создание фонда возможно как при жизни учредителя, так и через завещание (последний процесс более сложный). Для регистрации нет необходимости представлять в регистрирующий орган полный текст устава. Информация о структуре, бенефициарах и учредителе не является публичной.
Маврикий предлагает развитую арбитражную инфраструктуру и придерживается международных стандартов в области разрешения споров.
Арбитражный акт Маврикия 2008 г. (с последующими изменениями) основан на модели UNCITRAL. Маврикий — член Нью- Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, а также Конвенции об урегулировании международных инвестиционных споров.
На Маврикии есть два самостоятельных арбитражных центра:
MARC (Mediation and Arbitration Center) при ТПП Маврикия — ведет свою историю с 1855 г., рассматривает около четырех дел в год, средняя продолжительность рассмотрения дела составляет 1,5 года.
Постоянно действующий арбитражный суд на Маврикии является одним из пяти международных офисов Постоянно действующего арбитражного суда, основанного в 1899 г. и имеющего главный офис в Гааге, рассматривает споры на основе Правил UNCITRAL.
Маврикий — молодая и стремительно набирающая популярность юрисдикция для ведения бизнеса. Привлекает инвесторов возможностью владения операционными компаниями в разных странах, удобством структурирования сделок и гибкостью в управлении корпоративными отношениями. Страны близлежащих регионов, особенно Индия, уже давно оценили преимущества маврикийской юрисдикции: развитую банковскую инфраструктуру, широкий выбор корпоративных структур и низкую налоговую нагрузку. При этом Маврикий поддерживает высокий уровень прозрачности во всем и соответствует требованиям международных организаций, что подтверждается его исключением из локальных черных списков, например Еврокомиссией в 2022 г.