Из-за серьезных санкций со стороны Евросоюза многие находившиеся в России компании с иностранным участием приняли решение о ликвидации. Эксперты юридической компании BBNP, основываясь на своем опыте, обобщили основные из возникающих проблем и способы их решения.
В связи с масштабной санкционной политикой западных стран в России осталось немного банков, способных осуществлять валютные переводы в требуемые юрисдикции. Так, для дочерних компаний становится проблематичным погашение имеющейся задолженности перед иностранными участниками. Еще больше усугубляет положение то, что банки зачастую не открывают новые счета, особенно ликвидируемым компаниям. В процессе выявления и удовлетворения требований кредиторов ликвидатор может столкнуться с отсутствием у его компании счета в банке, который мог бы осуществить платеж иностранному участнику — кредитору.
Эту проблему можно решить несколькими способами:
1. Заключить с иностранным участником-кредитором соглашение об урегулировании долга
Такой вариант осуществим, если участник-кредитор готов списать задолженность в целях скорейшей ликвидации российского актива. Списанная задолженность будет считаться внереализационным доходом российской компании, и с нее нужно будет уплатить налог на прибыль.
2. Оформить получение от иностранного учредителя безвозмездной финансовой помощи, не облагаемой налогом на прибыль
В данном случае во избежание обложения налогом важно правильно оценить обстоятельства возникновения задолженности, особенности ее погашения и оформления.
3. Участнику-кредитору открыть банковский счет в дружественной юрисдикции
Возможно, такой счет уже есть. В таком случае дополнительным соглашением к договору, по которому имеется задолженность, можно изменить порядок и валюту расчетов и затем отправить денежные средства в счет уплаты задолженности в дружественную юрисдикцию. Переводы в дружественные страны осуществляет гораздо большее число банков и с меньшим количеством сложностей, связанных с санкциями.
Если устав ликвидируемого ООО не содержит указания на возможность принятия решений единственным участником / общим собранием без обязательного нотариального заверения, то желательно принять соответствующее решение или хотя бы выдать легализованные доверенности на голосование / принятие решений от лица участников. Устав компании в данном случае менять не обязательно, но само обозначенное решение должно быть принято с участием нотариуса. Это позволит существенно сэкономить средства и время на оформление решений, необходимых в рамках ликвидации.
В соответствии с Указом Президента РФ No 95 от 05.03.2022 ограничена возможность российских резидентов направлять более 10 млн рублей в месяц или эквивалент этой суммы в валюте на погашение задолженности, в том числе по выплате дивидендов, а также по займам перед иностранными кредиторами, местом регистрации или преимущественного ведения бизнеса которых являются недружественные страны. Указанное ограничение касается также выплат участникам компании денежных средств, оставшихся при ликвидации после расчетов с кредиторами. Если сумма перечисляемых средств превышает установленный лимит, эти средства должны зачисляться в рублях на счет типа «С», который не предполагает свободного распоряжения финансами после ликвидации. Счета типа «С» стали применяться для расчетов с лицами из недружественных стран после начала специальной военной операции на Украине для заморозки средств недружественных нерезидентов в ответ на санкции. В связи с этим участники находящихся в РФ компаний из недружественных стран не могут выводить денежные средства с таких счетов. Средства на этих счетах остаются заблокированными.
Одним из путей решений проблемы становится осуществление выплат участникам с соответствующей уплатой налога несколькими траншами в размере менее установленного лимита (10 млн рублей в месяц). Этот способ подходит для компаний с небольшим остатком денежных средств. Если же компания с участниками из недружественной страны относится к среднему или крупному бизнесу, имеющему на счетах в банках несколько сотен миллионов рублей и больше, вывести крупный капитал крайне сложно.
На данный момент Минфин России регулирует ситуацию, в частности, такими документами, как Решения Подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 07.07.2023 No 171/5 и Протокол заседания Подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.08.2023 No 182/5, где определены порядок и условия выплаты прибыли (дивидендов) иностранным лицам, которые связаны с иностранными государствами, совершающими в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия.
Предъявляемые указанными документами требования трудновыполнимы:
— размер выплачиваемой прибыли (дивидендов) должен составлять не более 50% от размера чистой прибыли за предыдущий год;
— необходимо вести учет результатов ретроспективного анализа выплат прибыли (дивидендов) за прошлые периоды;
— участники (акционеры), являющиеся иностранными кредиторами, должны быть готовы к продолжению коммерческой деятельности на территории РФ и к расширению производства;
— необходимо развивать новые технологии;
— следует учитывать позицию федеральных органов исполнительной власти и Банка России по отношению к оценке значимости деятельности организации и влияния осуществляемой ею деятельности на технологический и производственный суверенитет и социально-экономическое развитие РФ (субъектов РФ);
— после 1 апреля 2023 г. иностранные кредиторы обязаны инвестировать в российскую экономику (размер выплат не должен превышать объем таких инвестиций).
Счета типа «С» стали применяться для расчетов с лицами из недружественных стран после начала специальной военной операции на Украине для заморозки средств недружественных нерезидентов в ответ на санкции. В связи с этим участники находящихся в РФ компаний из недружественных стран не могут выводить денежные средства с таких счетов
В процессе ликвидации с указанной проблемой сталкиваются в основном компании, являющиеся поставщиками товаров с длительным гарантийным сроком. В их контрактах с контрагентами могут быть предусмотрены гарантийные обязательства по ремонту или замене каких-либо запчастей. Отведенный на это срок может составлять от нескольких месяцев до не- скольких лет, что явно превышает срок ликвидации. В данном случае контрагенты проявляют недовольство и пытаются в судебном порядке
воспрепятствовать закрытию компании. Одним из способов решения проблемы является применение такого инструмента, как банковская гарантия. Остановимся на этом подробнее.
С момента ликвидации компании (внесения записи в ЕГРЮЛ) все обязательства юридического лица согласно ст. 419 ГК РФ прекращаются. Соответственно, соглашение с банком о предоставлении кредитного покрытия выданных контрагентам банковских гарантий тоже прекращается, несмотря на то что сами выданные банковские гарантии продолжают действовать. Для банков это чревато риском финансовых потерь в связи с невозможностью предъявления регрессных требований, поэтому они часто пытаются воспрепятствовать добровольной ликвидации компании до истечения срока выданных гарантий, в том числе путем обращения в суд, зачастую с надуманными требованиями.
Сложности возникают у компании, когда в соглашении с банком прямо установлены ограничения на осуществление ликвидации до истечения срока его действия с соответствующими штрафными санкциями. Законом не предусмотрена возможность ограничения права компаний на добровольную ликвидацию при наличии средств для покрытия требований кредиторов, но в данном случае банк вправе предъявить штрафные санкции, которые могут превышать саму сумму гарантий.
Для решения такой проблемы в ряде случаев ликвидации компаний клиентов, столкнувших- ся с описанной ситуацией, мы применяем следующий механизм урегулирования. До окончания срока действия выданных банковских гарантий в банк вносится депозит (обеспечение) в сумме выданных гарантий. Банк получает в свое распоряжение финансы, необходимые для покрытия потенциальных убытков, и компания продолжает процедуру ликвидации. Само требование по возврату депозита уступается участнику компании или третьему лицу, которое и получает от банка сумму депозита по истечении срока действия гарантий за вычетом суммы средств, уплаченных банком по данным гарантиям контрагентам. Разумеется, при составлении соответствующих соглашений с банком приходится учитывать особенности исходных договоренностей и условия соглашений, поэтому схема урегулирования всегда требует индивидуального подхода и правового анализа.
Указом Президента РФ от 08.09.2022 No 618 установлен особый порядок осуществления отдельных видов сделок и операций, влекущих за собой прямо или косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и распоряжения долями в уставных капиталах ООО.
В отсутствие разъяснений по поводу того, подпадает ли добровольная ликвидация ООО под перечень операций, перечисленных в данном Указе, в нотариальной практике сложилось несколько противоречивых позиций, препятствующих процессу ликвидации общества. Некоторые нотариусы отказываются удостоверять подписи на заявлениях и уведомлениях о ликвидации без специального разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
В то же время не все нотариусы занимают подобную позицию, есть и такие, которые не видят каких-либо проблем в ликвидации ООО с недружественными участниками и в рабочем режиме осуществляют любые нотариальные действия, тем более что со стороны регистрационных органов по данному вопросу препятствий к ликвидации не возникает.
Для официальной ликвидации компании участники должны принять как минимум три решения: о начале процедуры ликвидации, об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, об утверждении ликвидационного баланса. Кроме того, совершение ряда сделок с имуществом, числящимся на балансе компании, также требует одобрения участников. Указанные решения должны проходить сложную и длительную процедуру консульской легализации или проставления апостиля, а также быть представлены в оригиналах с нотариальным переводом в России. Из-за ограничений авиасообщения с недружественными государствами их доставка существенно затруднена.
Однако можно значительно упростить процесс подписания и легализации решений путем подготовки единой доверенности от участников на совершение действий, необходимых для осуществления процедуры ликвидации и одобрения сделок. Подобная доверенность обычно оформляется на консультантов, привлеченных к юридическому сопровождению процедуры ликвидации, либо на менеджеров ликвидируемой организации. Доверенность от иностранного участника позволяет принимать от его имени все необходимые решения в отношении ликвидации российской компании без дополнительных временных и бюрократических затрат, а также избавляет от лишних действий по легализации, доставке и переводу всего объема дополнительных документов.
***
Помимо перечисленных проблем, возникающих при ликвидации компании с иностранным элементом, юристы сталкиваются и с другими вопросами. Однако главными остаются вопросы возврата участниками своих инвестиций, осуществленных в виде погашения займов или выплаты дивидендов. Упрощение решения обозначенных проблем напрямую зависит от международной политической ситуации. С учетом постоянной эскалации многие процедуры, которые раньше были стандартными, существенно усложняются и влекут за собой дополнительные, часто достаточно крупные, издержки. Каждый случай следует рассматривать индивидуально — комплексный анализ ситуации и креативный юридический подход создают окно возможностей для выполнения возникших задач.