Россия обладает большими запасами полезных ископаемых, однако в течение последних 30 лет прогнозные ресурсы в нашей стране фактически не растут, так как основные открытия были сделаны еще в период СССР. Как показывает мировой опыт геологоразведывательных работ, за увеличение прогнозных запасов природных ресурсов отвечают юниорные компании — предприятия, которые выполняют геологоразведочные работы в основном в отношении твердых полезных ископаемых и привлекают инвестиции для их финансирования. Открыв новое месторождение, юниор может либо продать лицензию на его разработку горнодобывающей компании, либо начать разрабатывать самостоятельно. Но в России юниорные геологоразведочные компании непопулярны в отличие от Канады, Австралии или США, где благодаря поддержке данного направления обнаружены например, колоссальные запасы алмазов.
Необходимость получать перспективные участки для геологического изучения без слож- ных процедур и риска их попадания на аукцион, если участок интересен не только одному заявителю, неоднократно озвучивалась бизнесом. Недропользователи страдали от того, что заявки на перспективные участки могли подаваться перекупщиками, которые затем держали их как можно дольше, не выполняя реальных геологоразведочных работ. А когда на соседних площадях крупные недропользователи, вкладываясь в дорогостоящие геологоразведочные работы, подтверждали перспективность того или иного участка, предлагали купить их компанию — держателя лицензии, но, само собой, уже значительно дороже.
Однако есть вероятность, что в ближайшее время ситуация существенно изменится и новостную ленту наводнит информация о новых «Самотлорах» и «Трубках мира». В сентябре 2024 г. вступили в силу поправки в «Закон о недрах», цель которых — увеличить число и скорость открытия месторождений в геологоразведке.
Итак, вступившие в силу изменения закона о недрах, во-первых, предоставляют бизнесу доступ к региональной геологоразведке, а также возможность ее реализации совместно с государством. Во-вторых, в части покупки компаний с перспективными лицензионными участками все стало проще: не надо покупать юридическое лицо, если нужна только лицензия. Лицензию можно просто переоформить, и не потому, что путем сложных корпоративных схемы вы подтвердили «родственность», а просто потому что договорились об условиях передачи поисковых лицензий.
К моменту вступления закона в силу также приняты все необходимые подзаконные акты, что позволяет бизнесу уже сейчас планировать реализацию своих прав.
В сложных геополитических условиях, при санкционном давлении, ограничивающем доступ к иностранным технологиям и инвестициям, сохранить уровень и нарастить объем геологоразведки очень сложно, поэтому изменения оцениваются рынком как весьма своевременные.