№ 9 (125) 2023
ЭКОLAW

Экология и промышленная безопасность ближе, чем вы думаете

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вспоминаются грустные лица однокурсников по МГУ на лекциях корифея экологического права — покойного профессора В. В. Петрова. Он читал их так интересно и увлекательно, как никто. Однако на большинство студентов термины «реестры», «кадастры», «антропогенное воздействие», а также аббревиатуры типа ПДК, ПДД навевали скуку, а сами лекции казались скучными и неромантичными, особенно по сравнению с уголовным правом и криминалистикой. Коэффициенты, циферки и т. д. Студенты юридического факультета МГУ считали, что им не пристало заниматься «всякой ерундой». Но, как говорится, подальше положишь — поближе возьмешь. Все то, что когда-то казалось нудным и неинтересным, однажды становится важным и актуальным. И вдруг эти математические формулы расчета превратились в миллиардные штрафы: «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» (5,285 млрд руб.), «Усольехимпром» (1,329 млрд руб.), «Уралбройлер» (0,963 млрд руб.).

В 2022 г. количество осужденных лиц по основным статьям, связанным с нарушением требований безопасности (ст.ст. 143, 216, 217, 219 и 246 УК РФ) возросло с 300 до 429 человек по сравнению с предыдущим годом. При этом также увеличилось количество случаев выбора лишения свободы в качестве наказания — с 32 до 47 случаев.

В последние годы количество различных проблем, связанных с экологией, бытовыми и промышленными отходами, нарастает, как те самые горы мусора. Человек — существо, постоянно генерирующее огромное количество старья, мусора и прочих отходов. И тут возникает парадокс: все производят отходы, но никто не хочет жить рядом с ними. Но у человечества нет запасной планеты, на которую можно было бы выгрузить все ненужное. Конституционный Суд в своих известных постановлениях указывал ключевую проблему экологии — нарушение баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом. Делая жизнь на Земле комфортнее и приятнее, человек постоянно наносит ущерб природе, что в конечном итоге может привести к уничтожению планеты.

Наши рационализаторы из благих побуждений порой умудряются спровоцировать серьезные промышленные аварии. Поэтому надо достучаться до головы и даже до сердца каждого работника, чтобы они понимали, что промбезопасность — это не какая-то нудная формальность, а инструкция, написанная кровью

Технологический прогресс не остановить: мы хотим ездить на автомобилях, летать на самолетах, жить и работать в комфортных зданиях, использовать технику и т. д. И одновременно мы, конечно же, хотим, чтобы рядом ничего не дымило и не загрязняло воздух. Для преодоления этого когнитивного диссонанса наша общая задача должна сводиться к тому, чтобы вести свою деятельность как можно более безопасно для окружающей среды. Испачкал — убери за собой!

Совершенно очевидно, что часто промпредприятия полагают, что производят какой-то отход, с которым ничего сделать нельзя. И это неправда, в этом есть просто чья-то недоработка. Просто кто-то еще не придумал, как это сделать.

Есть хорошая фраза: мы все думаем, что что- то делаем, не замечая между тем, что с нами это просто происходит. Я хочу обратить внимание на роль случайностей. Техногенная авария и катастрофы — это всегда сложно разделимый на четкие фракции сплав: головотяпства, технических и человеческих ошибок и Ее Величества Случайности. Но пишу я здесь об этом не для того, чтобы сделать ее главной виновницей, а людей оправдать. Наоборот, только для того, чтобы все понимали, что то, что не произошло при нарушении правил и регламентов один, а иногда и сто раз, не факт, что не произойдет в очередной (сто первый) раз. И надо быть уверенным, что это обязательно произойдет. Нельзя надеяться на авось.

Второй очень важный момент, который очень сильно недооценивается — это психология людей и особенности поведенческих реакций. Бихевиористы уже давно доказали, что человек не так уж и рационален в своих реакциях и ежедневном поведении. Отсутствие на многих предприятиях культуры промышленной безопасности, когда для непрерывности работы отключаются датчики и газоуловители приводит к ужасным катастрофам. Наши рационализаторы из благих побуждений порой умудряются спровоцировать серьезные промышленные аварии. Поэтому надо достучаться до головы и даже до сердца каждого работника, чтобы они понимали, что промбезопасность — это не какая-то нудная формальность, а инструкция, написанная кровью. В частности, за период 2021 г. — 3 квартал 2022 г. следствием произошедших аварий стали 143 несчастных случая со смертельным исходом, пострадало 153 человека (по данным Ростехнадзора).

Необходимо отдельно остановиться на теме промышленного импортозамещения. К сожалению, оно приводит к тому, что какие-то детали оборудования или пропадают совсем или замещаются не совсем тем, чем нужно. Сложное оборудование из недружественных юрисдикций приходится импортозамещать, поэтому нередки ситуации, когда у нас самолеты летают «на честном слове и на одном крыле», когда поезда ездят на «неродных» запасных частях, которые не произведены тем, кем произведен основной подвижной состав и т. д. и т. п. Разумеется, это имплицитно предполагает повышенный риск аварий, поэтому мы должны еще больше повысить уровень настороженности, чтобы предварить и не допустить подобных событий.

Надеюсь, что мне удалось вас убедить, что экология и промышленная безопасность — ближе, чем вы думаете.

Возможно, вам будет
интересно