№ 06 (92) 2020
ТЕМА НОМЕРА

Что, где, когда: зачем нужен экологический комплаенс?

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Дата 5 июня объявлена Всемирным днем окружающей среды. Ежегодно по всему миру праздник природы сопровождается тематическими торжественными мероприятиями. Однако в России в этом году по стечению обстоятельств проводилось совсем не торжественное совещание, по поводу случившейся в Норильске экологической трагедии. Росприроднадзор оценил ущерб от разлива дизельного топлива в рекордную сумму — 147,7 млрд рублей.

Это стало одной из самых обсуждаемых бизнес-новостей последнего времени. Изначально, по оценкам главы «Норильского никеля» Владимира Потанина, сумма ущерба достигала 10 млрд рублей. Затем 19 июня Потанин прогнозировал увеличение расходов до 23,5 млрд. То есть компенсацию присудили практически в 7 раз больше той, которую ожидали. Компания «Норильский никель» уже заявила о неправильной методике расчета суммы. Можно  предположить, что сумму штрафа все же снизят, как это было в деле с проектом «Сахалин‑2» и деле загрязнения РЖД подмосковных водоемов.

Во всем мире экологические преступления считаются самыми дорогостоящими. Из года в год компании нарушают требования экологической безопасности и откупаются крупными суммами, которые все же трудно назвать эквивалентом утраченной природы. На вопросы о том, как это могло случиться и чем обусловлен такой рекордный размер штрафа, в СМИ и заявлениях официальных лиц дано достаточно ответов. Но, как гласит народная мудрость, сначала стоит задать вопрос «зачем?

Как показывает исследование FinExpertiza[1],за нарушения в области охраны природы
в 2019 г. было наказано около 59,3 тыс. предприятий и физических лиц. Это необычно низкий
показатель за трехлетний период. Причем экономическое возмещение вреда природе составило
975 млн рублей, что в 100 раз меньше суммарных штрафов за нарушение правил дорожного движения. В то же время в 2019 г. было зафиксировано рекордное количество случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха и водных объектов: гидрометеорологическая служба выявила свыше 3 тыс. нарушений.
История с рекордным штрафом — вот что может стать для контролирующих органов и компаний, хотя и печальным, зато мощнейщим стимулом к внедрению экологического комплаенса, как
это ранее произошло на других направлениях, где материальная составляющая рисков перевесила желание предприятий экономить на проведении профилактических мер.
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова в интервью РБК отметила, что нужно повысить
штрафы и усилить экологический аудит компаний, который должен проводится раз в пять лет 2. Подобная идея родилась не вчера — о том, что штрафы не останавливают совершение нарушений и не несут никакой стимулирующей функции для крупных горнодобывающих, нефтяных, химических компаний, заявлялось уже давно. Но только в феврале 2020 г. поступило предложение увеличить размер штрафов для юридических лиц в два раза, а для объектов чрезвычайно высокого и высокого риска (в России насчитывается около 256 таких объектов) — на порядок. Например, планировалось увеличить размер штрафа за нарушения по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых с 0,4–0,7 млн рублей до 0,7–
1,4 млн а для объектов высокого риска — до 2–3 млн

 

 

1 https://finexpertiza.ru/press-service/
researches/2020/
ekobeznakazannost/
2 https://www.rbc.ru/interview/business/08/06/2020/

Возможно, вам будет
интересно