Руанда, одна из самых динамично развивающихся стран Африки, становится все более привлекательной для инвесторов в связи с благоприятным деловым климатом, стабильной экономикой и прогрессивным законодательством. Согласно рейтингу Doing Business, страна занимает 38-е место в мире и второе в субсахарской Африке, уступая лишь Маврикию. Основу экономики страны составляют сельское хозяйство (кофе, чай), легкая промышленность, переработка сельхозпродукции и строительные материалы. Быстро развиваются туризм, финансовые услуги и ИТ-сектор. Страна лидирует в Африке по уровню цифровизации: широте распространения интернета, мобильным платежам и электронным услугам.
Руанда прошла сложный путь от колониального наследия до самостоятельного развития. В колониальный период (сначала под контролем Германии, а затем Бельгии) в стране была внедрена система этнических различий между хуту и тутси. Бельгийцы использовали политику «разделяй и властвуй», предоставляя привилегии меньшинству тутси, что создало глубокий раскол в обществе. После обретения независимости в 1962 г. власть перешла к большинству хуту, начались репрессии против тутси и их массовая эмиграция в соседние страны.
В начале 1990‑х г. страну охватила гражданская война, которая в 1994 г. привела к геноциду, Руанда погрузилась в состояние глубокого кризиса и хаоса [1].
После этой трагедии страна взяла курс на восстановление и проведение масштабных реформ. Одним из ключевых направлений стал разрыв прежних связей с Бельгией и переориентация на англоязычный мир. Эти изменения затронули правовую систему и внешнюю политику, поспособствовали активной интеграции Руанды в международные структуры.
В настоящее время Руанда находится в состоянии военного конфликта с Демократической Республикой Конго, в котором признана главным агрессором и осуждена европейскими странами, США и ООН. На фоне эскалации конфликта на востоке Конго в ЕС объявили о пересмотре соглашения с Руандой по критически важным сырьевым ресурсам для производства микроэлектроники и электромобилей. США ввели персональные санкции против двух государственных деятелей Руанды. Несмотря на то, что секторальных санкций принято не было, при инкорпорации в стране необходимо учитывать ее дальнейший санкционный статус.
Россия и Руанда поддерживают дипломатические связи с 1963 г. Россия принимала активное участие в мирном урегулировании внутриполитического кризиса в Руанде, а также в гуманитарных акциях ООН. Что касается отношения Руанды к действиям России начиная с 2022 г., то в публичном доступе нет ни отрицательных, ни положительных высказываний ее представителей. Однако стоит отметить, что Руанда голосовала за принятие большинства резолюций ГА ООН.
Общий показатель импорта России в Руанду в 2022 г. составил чуть менее 3% от всей суммы импорта с другими странами. Большую часть занимают зерновые культуры, удобрения, бумага, самолеты, минеральное топливо, а также машинное оборудование. Показатель экспорта Руанды в Россию еще меньше — 1%.
В 2019 г. Руанда заключила с Российским геологическим обществом сделку по добыче полезных ископаемых. В 2024 г. Росатом объявил о планах построить в Руанде ядерный научный центр и атомную электростанцию . Российский инвестор Д. Якобашвили вложил средства в горнодобывающий сектор Руанды.
Компания «Лаборатория Касперского» открыла в Руанде в 2023 г. свой офис.
Согласно данным Национального института статистики Руанды, в III квартале 2024 г. общий объем внешней торговли страны составил 2982,66 млн долларов США, что на 41% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.
Ключевые торговые партнеры — ОАЭ, ДР Конго, Китай, Люксембург и Великобритания. Лидерами по импорту в Руанду являются Китай, Танзания, Кения, Индия и Камерун.
В Руанде активно работают такие международные компании, как Volkswagen, Motorola Solutions, Andela и Radisson. Немецкая BioNTech инвестировала 150 млн евро в производство вакцин, а эмиратская DP World управляет «сухим портом». Банковский сектор развивают кенийские финансовые группы KCB Group, Equity Group Holdings и I&M Holdings Limited.
Американская компания Zipline обеспечивает доставку медицинских грузов, а Qatar Airways инвестировала в авиационную инфраструктуру, приобретя 60% акций международного аэропорта в Бугусере за 1,3 млрд долларов США.
Данные о средней заработной плате в Руанде разнятся. По информации Международной организации труда, в 2023 г. средняя месячная зарплата составляла 54 569 RWF (около 38 долларов США), что является относительно низким показателем даже по сравнению с другими странами региона.
Правовая система Руанды сочетает элементы континентального и общего права с сильным влиянием бельгийского права. Страна предлагает привлекательные условия для иностранного бизнеса, включая налоговые льготы, упрощенную процедуру регистрации, а также законодательство, защищающее права инвесторов.
Согласно Закону о компаниях в Руанде существуют частные и публичные компании. Отличительной особенностью частных компаний является обязательное требование в отношении резидентства директора — он непременно должен быть резидентом страны. Основные формы компаний включают общества с ограниченной ответственностью и компании с неограниченной ответственностью. При этом в Руанде не предъявляются требования к минимальному уставному капиталу, что значительно упрощает процесс инкорпорации.
Для ведения коммерческой деятельности необходимо зарегистрировать бизнес в Rwanda Development Board (RDB). Процедура регистрации проста и может быть выполнена через онлайн-платформу, где также можно получить налоговый номер и зарегистрироваться в системе социального страхования. По данным рейтинга Doing Business, процесс регистрации занимает около четырех рабочих дней, что подтверждается опытом наших клиентов. Платформа RDB позволяет отслеживать статус заявки в реальном времени и предоставляет консультационную поддержку. Онлайн- подача заявки на регистрацию является бесплатной.
Важно учитывать, что для некоторых видов деятельности (медицины, строительства, добычи полезных ископаемых, лесопользования, финансов и др.) может потребоваться получение специальных лицензий.
В Руанде действует система налогообложения, основанная как на принципе источника дохода, так и на принципе резидентства. Резиденты облагаются налогом на свой общемировой доход, в то время как нерезиденты платят налог только на доход, полученный в Руанде.
Налог на прибыль предприятий составляет 28% для дохода, полученного с 2024 г. Однако для недавно зарегистрированных компаний предусмотрены льготные ставки в течение первых пяти лет с момента начала листинга:
— 20% — если компания продает не менее 40% своих акций публично;
— 25% — если компания продает не менее 30% своих акций публично.
Налоговое законодательство Руанды также предлагает инвестиционные стимулы инвесторам после внесения вклада в развитие страны.
В зависимости от удовлетворения определенным критериям к прибыли инвесторов могут применяться льготные налоговые ставки: 0%, 3% или 15%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Руанде взимается по стандартной ставке 18%. Порог для регистрации в качестве плательщика НДС составляет оборот в размере 20 млн RWF (около 14 120 долларов США) за соответствующий год.
При этом экспорт товаров и услуг облагается НДС по нулевой ставке.
Ряд товаров и услуг освобожден от НДС: услуги по обеспечению чистой водой, медицинские услуги и товары, образовательные материалы и услуги, транспортные услуги, печатная продукция, финансовые услуги и кредитование, энергоснабжение, сельскохозяйственная и животноводческая продукция, оборудование для связи, самолеты, импортные электромобили.
Налог на прирост капитала взимается при прямой или косвенной продаже или передаче акций и составляет 5% от суммы прироста капитала.
Любое лицо, начинающее предпринимательскую деятельность в Руанде, оплачивает торговую лицензию. Плата рассчитывается на основе оборота, ее размер варьируется в пределах от RWF 100 000 (7 долларов США) до RWF 2 млн (1412 долларов США).
В Руанде действуют экономические режимы, направленные на поддержку предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций:
— экономические зоны (ОЭЗ) — налоговые льготы, упрощенное таможенное регулирование и доступ к инфраструктуре;
— инвестиционные стимулы — налоговые каникулы на срок до семи лет для определенных отраслей: производственной, туристической и IT;
— агропромышленные и экспортные преференции — программы субсидий и облегченного кредитования.
Закон об ОЭЗ регламентирует все принципы функционирования ОЭЗ, структуры и роли ключевых игроков [2]. Основной в Руанде является ОЭЗ «Кигали»: цена за один квадратный метр — 62 доллара США, минимальный размер участка — 1 га.
Банковская система Руанды считается одной из самых развитых в регионе, акцент делается на цифровизацию и финансовую инклюзию. Крупнейшими банками являются Bank of Kigali, I&M Bank Rwanda, Equity Bank Rwanda, Cogebanque и Access Bank Rwanda.
Руанда придерживается либерального режима, разрешающего 100‑процентное иностранное владение бизнесом, за исключением стратегических отраслей. Согласно Закону об инвестициях иностранные инвесторы имеют право на национальный режим.
Страна обеспечивает благоприятные условия для финансирования, включая свободный перевод прибыли и капитала за границу. После выполнения налоговых обязательств компании могут переводить дивиденды, проценты по займам и репатриировать капитал. Некоторые операции требуют предварительного уведомления Центрального банка Руанды (BNR).
Однако инвесторы могут столкнуться с временной нехваткой иностранной валюты и задержкой платежей в твердой валюте из-за дефицита торгового баланса, что создает нестабильность на валютном рынке.
Для крупных инвестиций предусмотрены льготы. Инвестор, вложивший не менее 50 млн долларов США (из которых 30% — в форме акционерного капитала) в приоритетные секторы (IT, энергетику, производство, туризм, медицину, экспорт), получает семилетние налоговые каникулы по корпоративному налогу.
Руанда стремится стать центром финансовых технологий в Африке, планируя создать 7500 рабочих мест и привлечь к 2029 г. в FinTech инвестиции в размере 200 млн долларов США.
Развитию сектора способствует Inclusive FinTech Forum, собравший в феврале 2025 г. в Кигали более 2500 инвесторов и финтех- компаний. Инвестиции в оптоволоконную сеть протяженностью 7000 км и охват 4G (96,6%) укрепили технологическую инфраструктуру. Инновационные центры поддерживают стартапы, способствуя цифровой трансформации.
Центральный банк Руанды объявил о введении регулирования криптовалюты в 2025 г. и рассматривает возможность выпуска национальной цифровой валюты. Майнинг облагается стандартным подоходным налогом, а правительство активно ищет устойчивые источники энергии для поддержки растущего сектора.
Устойчивые источники энергии требуются стране для питания растущих операций по майнингу, а также для снижения зависимости от традиционных источников энергии. Поэтому инвестирование в энергетику Руанды как в сферу, неотъемлемо сопутствующую криптомайнингу, представляется перспективным.
Выбирая юрисдикцию для инкорпорации и последующего осуществления предпринимательской деятельности в регионе, инвестор может обратить внимание на Руанду, где устойчивая экономика сочетается с преференциями для бизнеса и иностранных инвестиций и имеется общий спрос на них.
[1] Для более детального понимания этих событий стоит обратиться к сериалу «Black Earth Rising», в котором показаны последствия геноцида и его влияние на международное правосудие.
[2] Law regulating Special Economic Zones in Rwanda Law № 5 of 2011.