№ 9 (25) 2013
Международные сделки: налоговое структурирование

30%-ный налог за нераскрытие общей информации

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук

Александр Захаров
партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук

В конце сентября внимание многих привлек законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс в части борьбы со злоупотреблениями льготами[1], предоставляемыми соглашениями об избежании двойного налогообложения. Ведь в мае Президент России Владимир Путин поручил до конца года Министерству финансов обеспечить внесение изменений в законодательство о налогах и сборах для интенсификации процесса деофшоризации российской экономики. Конечно, большинство из нас ожидали внесения предложений именно о введении классических правил о контролируемых иностранных компаниях, появление типового соглашения об обмене налоговой информацией, и, наконец, ратификации Россией, подписанной ею в ноябре 2011 г. многосторонней Конвенции «О взаимной административной помощи по налоговым вопросам».

Но нет, законопроект предлагает ввести новые ставки налога у источника на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в размере 30%, которые должны удерживаться депозитарием как налоговым агентом за факт непредоставления ему обобщенной информации о лицах и организациях, осуществляющих права по ценным бумагам (государственным, муниципальным и эмиссионным), или о лицах и организациях, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по таким ценным бумагам.

Найти текст законопроекта, интерес к которому резко вырос после принятия его в третьем чтении Государственной Думой 25 октября, удалось немногим. В официальной базе Государственной Думы такой значимый «антиофшорный» законопроект № 293332-6[2] именовался «О внесении изменения в статью 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части установления государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда». 30 октября он был одобрен Советом Федерации и отправлен Президенту России.

Законопроектом как в отношении налога на доходы физических лиц, так и в отношении налога на прибыль организаций названная категория налоговых агентов обязывается, в случае непредставления такой обобщенной информации в отношении доходов по соответствующим ценным бумагам в установленном порядке, форме и сроки в полном объеме, исчислить сумму налога и уплатить налог по налоговой ставке в 30%. Из-под такого «стимулирующего к раскрытию информации» налогообложения освобождаются доходы по ценным бумагам, а) не подлежащим налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом или международным договором Российской Федерации; б) когда налогообложение таких доходов осуществляется по налоговой ставке 0% или в) когда в соответствии с Налоговым кодексом налоговый агент не исчисляет и не удерживает сумму налога с таких доходов.

Относительно же дивидендов по акциям российских организаций законопроектом таким налоговым агентам предлагается в этом случае не применять пониженные ставки по соглашениям об избежании двойного налогообложения.

Таким образом, рассматриваемыми изменениями в Налоговый кодекс предлагается на односторонней основе ввести в порядок применения положений международных налоговых соглашений новое существенное условие в форме обязательного сообщения обобщенной информации о лице, обладающем фактическим правом на доход по названным ценным бумагам, а также на доход в форме дивидендов.

Даже и в случае представления такой обобщенной информации ее полноту и вероятность достоверности придется оценивать именно налоговому агенту, а не налоговому органу. А тут возникает еще более внезапная норма законопроекта, согласно которой на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате суммы налога в отношении выплат,

предусмотренных соответствующей статьей, не удержанного им вследствие представления ему организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов, а также в случае отказа такой организации представить по запросу налогового органа, проводящего камеральную или выездную налоговую проверку, информацию и (или) документы, истребуемые согласно соответствующей статье настоящего Кодекса.

Остается только предполагать, какая сложится практика после вступления таких изменений в силу. С одной стороны, налоговый агент может получить документы для применения пониженных ставок налога у источника по соглашению, а с другой стороны, и у налогового органа не будет оснований для предъявления каких-либо претензий за неприменение «карательной ставки» налоговым агентом даже при наличии у него дефектной или недостоверной информации.


[1] Treaty Shopping, или искусственное создание целевой бизнес-структуры, благодаря которой пассивные доходы проводятся через юридическое лицо, специально учрежденное в государстве, с которым у страны –

источника доходов существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее снижение или полное освобождение от налога у источника в стране возникновения дохода.

[2] http://goo.gl/14yfRo

Возможно, вам будет
интересно