Иностранные IT компании обязаны открывать представительства в России
Иностранные компании, осуществляющие деятельность в сети «Интернет» (IT-компании), обязаны открывать представительства в России с 1 января 2022 года. Данное требование предусмотрено вступившим в законную силу 1 июля 2021 года Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ [1] (Закон).
Согласно Закону иностранные IT-компании, осуществляющие деятельность на территории России, должны создать филиал, открыть представительство или учредить юридическое лицо в России, которое будет в полном объеме представлять интересы головных компаний. При этом, иностранные IT-компании, признаются осуществляющими деятельность в России, если они имеет суточную аудиторию более пятисот тысяч российских пользователей, а также их деятельность предполагает любое из следующих действий:
— распространение информации на русском языке или иных языках народов России;
— распространение рекламы, направленной на потребителей из России;
— осуществление обработки сведений о пользователях из России;
— получение денежных средств от российских юридических и физических лиц.
Кроме того, иностранные IT-компании, признаются осуществляющими деятельность в России, если они:
— являются провайдером хостинга или иным лицом, размещающим информационные ресурсы в сети «Интернет», пользователи которых находятся в России;
— обеспечивают функционирование программы ЭВМ, которая предназначена для распространения в сети “Интернет” рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей из России;
— обеспечивают функционирование программы ЭВМ, которая предназначена для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» из России.
Ранее российское законодательство не содержало прямой обязанности для IT-компаний, оказывающих информационные услуги российским гражданам, учреждать на территории России юридическое лицо. Такая обязанность установлена с целью создания эффективного механизма взаимодействия с иностранными интернет компаниями на территории России при обработке персональных данных граждан России.
Иностранные IT-компании, не имеющие представительства в России, не обязаны выполнять решения российских государственных органов, связанные с административными правонарушениями в сфере персональных данных.
Примером подобной ситуации может служить дело Твиттера, в котором компания с февраля 2020 года отклоняется от уплаты штрафа за нарушение требования о локализации. Закон предусматривает комплекс мер, которые могут применяться для стимулирования компаний выполнять требования российского законодательства, среди них:
— информирование пользователей о нарушении IT-компанией российского
законодательства,
— запрет на распространение рекламы, как самой IT-компании, так и на ее Интернет-
ресурсе,
— ограничение переводов денежных средств и приема платежей физических и юридических лиц в пользу IT-компании,
— запрет на поисковую выдачу,
— запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных,
— частичная или полная блокировка доступа к интернет-ресурсу.
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн озвучил предварительный перечень интернет-ресурсов, владельцев которых могут обязать открыть в России филиалы или представительства, и включает 20 платформ. В него входят социальные сети (Facebook, Instagram, TikTok, Twitter), видеохостинги (YouTube, Twitch.tv), мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber), почтовый сервис (Gmail), поисковики (Google,Bing.com), провайдеры хостинга (Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy), онлайн-магазины
(Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com), а также Wikipedia.org.