№ 03 (139) 2025
СУБСАХАРСКАЯ АФРИКА

Инвестиционный потенциал Мадагаскара

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Мадагаскар — необычная и очень интересная страна. Большинство читателей скорее всего слышало о ней благодаря одноименному мультфильму или песне Елены Ваенги, из которой следует, что там должно быть очень солнечно. К сожалению, далеко за пределы данного периметра познания российского бизнеса и юридического сообщества не выходят. А поинтересоваться здесь есть чем, считает эксперт по капитальным вложениям в Африке Андрей Кулаков.

Интересные факты о Мадагаскаре

Мадагаскар — страна с уникальными климатом, флорой (из восьми видов баобабов шесть можно встретить только здесь) и фауной (конечно же, самые известные местные эндемики — это лемуры), а также иногда с практически непроизносимыми фамилиями представителей местного населения (взять хотя бы бывшего президента республики, которого зовут Эри Мартиаль Радзонаримампианина Ракуториманана).

Тем, кто собирается посетить Мадагаскар, стоит знать, что там ежегодно 200–400 человек умирает от бубонной чумы, а в отдельные годы (2017, 2021 гг.) случаются эпидемии и тогда данные цифры кратно возрастают [1]. Правда, эта напасть обычно минует крупные города. На острове существует удивительная традиция с красивым названием «фамадихана». В рамках обряда малагасийцы достают из склепов тела своих усопших предков, танцуют и разговаривают с ними, а затем вновь захоранивают.

Прямой взаимосвязи такого ритуала с фактом об упомянутых заболеваниях найти не удалось. Интересный факт связывает такой далекий остров с Российской Империей. Вторая Тихоокеанская эскадра, в составе которой находился крейсер «Аврора», под командованием адмирала Рожественского совершила длительную остановку у острова Нуси-­ Бе, готовясь принять бой в Цусимском сражении. До сих пор на острове находится несколько могил российских моряков, умерших в ходе различных несчастных случаев за время этой стоянки.

В настоящее время население Мадагаскара составляет немного более 30 млн человек, страна находится в том же часовом поясе, что и Москва или Санкт-­ Петербург (GMT+3). Мадагаскар — одна из беднейших стран в мире, однако она богата сельскохозяйственными территориями и минеральным сырьем, а также имеет интересную с точки зрения мировой торговли локацию. Ее правовая система унаследована от Франции и относится к континентальным системам, в мелких бытовых отношениях есть место обычаю.

Отношения с Россией

В 1960 г. Советский Союз одним из первых признал независимость Мадагаскара от Франции и в 1972 г. установил с ним дипломатические отношения. С тех пор на Мадагаскаре побывало множество советских специалистов. Сотрудничество затрагивало обучение медицинского персонала и поставку медоборудования, развитие сельского хозяйства и, конечно же, образование.

Более пяти тысяч студентов из Мадагаскара прошло обучение в СССР. Одно только Общество малагасийских студентов и стажеров из Советского Союза (ААЕСМЮС) в 2022 г. насчитывало 2700 человек (в основном это люди, входящие в элиту страны и занимающие важные государственные посты либо ведущие успешный бизнес).

Сейчас Россия ежегодно выделяет 40 стипендий для обучения малагасийских студентов в наших вузах [2], и эту квоту обещают еще увеличить.

Следует отметить отношения России и Мадагаскара в сфере геологии. В 1970–1980‑х гг. советские специалисты составили подробную геологическую карту Мадагаскара [3], однако плодами их трудов воспользовались инвесторы из третьих стран, поскольку в 1990‑х гг. молодой Российской Федерации было не до реализации данного потенциала. В целом же «мягкая сила» Советского Союза оставила крайне благоприятный след, который может быть использован современными российскими инвесторами.

В последнее время наблюдается разворот малагасийских властей в сторону России. Если в 2014 г. Мадагаскар поддержал резолюцию Генассамблеи ООН, направленную против воссоединения Крыма с Россией, то уже в 2022 г. страна воздержалась при голосовании по резолюции, осуждающей действия России, что в тех условиях и при сохраняющейся зависимости от западных стран продемонстрировало мужественную позицию островного государства.

В 2019 г. Президент Радзуэлина лично принимал участие в форуме «Россия — Африка». Между нашими странами действует соглашение 2022 г. о военно-­ техническом сотрудничестве. Кроме того, интересным примером сотрудничества является действующее с 2016 г. соглашение об использовании задолженности Мадагаскара перед Россией на цели финансирования проектов в области развития на территории Мадагаскара.

По данному соглашению Мадагаскар сможет использовать задолженность на сумму 88,9 млн долларов США после выплаты на спецсчет в ВЭБ РФ на реализацию проектов в сфере энергетики, здравоохранения и образования, согласованных с Российской Федерацией.

Тем не менее, стоит отметить, что соглашений об избежании двой­ ного налогообложения или о защите и поощрении капиталовложений у России с Мадагаскаром нет.

Оценка Мадагаскара международными финансовыми институтами

Международные финансовые институты невысоко оценивают Мадагаскар. В последнем доступном рейтинге Doing Business за 2020 г. (который скомпрометировал себя и больше не будет издаваться) Мадагаскар занимал 161‑е место по общим показателям из 190 исследованных стран. Эта позиция лишь немного лучше позиции Ирака (165‑е место) или Афганистана (173‑е место) и значительно уступает таким африканским лидерам, как соседний Маврикий (13‑е место) или Руанда (38‑е место).

Укрупненно оценить Мадагаскар можно посредством нового продукта Всемирного Банка — рейтинга Business Ready, впервые изданного в 2024 г. Согласно ему Мадагаскар, на наше счастье, вошел в число первых 50 стран из общего количества исследованных, заняв 41‑е место по показателю «нормативно-­ правовая база» и 43‑е место по показателям «государственные услуги» и «операционная эффективность».

Тем не менее потенциальным инвесторам не стоит слепо верить сводным значениям данного рейтинга. К примеру, Мадагаскар недополучает баллы, поскольку не требует подавать информацию о конечных бенефициарах бизнеса, что для многих инвесторов будет являться скорее плюсом. Справедливости ради отметим, что в указанном исследовании Мадагаскар достиг неплохих значений по таким важным направлениям, как налогообложение и создание бизнеса.

Инвестиционный климат и законодательство Мадагаскара

Создать компанию на Мадагаскаре полностью в электронном виде нельзя, однако и без электронных сервисов процесс создания особой сложности не представляет. Все процедуры можно легко выполнить без посредников. Существенную помощь в этом окажет EDBM (Economic development bord of Madagascar). Данное агентство по привлечению инвестиций, организованное по принципу «одного окна», работает с 2006 г. В нем трудятся молодые англо-говорящие профессионалы со специализацией в разных секторах малагасийской экономики.

Они пояснят все особенности прохождения процедуры регистрации бизнеса, обозначат доступные льготы и преференции, помогут с получением необходимых лицензий.

Малагасийское законодательство не предусматривает в отношении иностранцев каких‑либо ограничений на владение бизнесом и не требует, чтобы позицию директора обязательно занимал гражданин Мадагаскара, однако хотя бы один из сотрудников должен быть резидентом этой страны, чтобы представлять компанию на месте (substance). Что касается организационно-правовых форм, то и они все покажутся нашему предпринимателю знакомыми. Это все те же ИП, АО и ООО, не имеющие каких‑либо существенных отличий от наших отечественных форм.

Пара слов о налоговой системе: все налоги на Мадагаскаре окажутся для россиян привычными. Ставка по налогу на прибыль составляет скромные по текущим временам 20%, ставка НДС — также 20%. Из интересного: у островитян есть своя УСН — синтетический налог (synthetic tax), составляющий 5% с оборота для бизнеса, доход которого не превышает 400 млн малагасийских ариари (примерно 90 тыс. долларов США).

Также интересным может показаться местный налог на имущество — от 5 до 10% от годовой арендной платы за имущество.

В последние годы законодательство Мадагаскара претерпело значительные изменения.

Прежде всего стоит отметить новый Закон об инвестициях на Мадагаскаре 2023-002. Данный нормативный акт гарантирует равное отношение к иностранным и малагасийским инвесторам, оставляя местному населению исключительное право на инвестиции в промывку золота, кустарную добычу полезных ископаемых и мелкое рыболовство.

Этот же Закон содержит первостепенные гарантии, защищающие от произвольной национализации и экспроприации. Такие действия публичной стороны могут осуществляться:

только исходя из публичных интересов;

в соответствии с установленной процедурой;

не будучи дискриминационными;

— при условии выплаты справедливой предварительной компенсации.

Если первые гарантии можно воспринимать как набор банальностей (особенно в отсутствие защищающей инвестора арбитражной оговорки), то вопрос предварительной выплаты справедливой компенсации должен заставить серьезно подумать, нужно ли государству приобретать актив такой ценой.

Также следует отметить прогрессивность данного Закона в части защиты инвесторов от «косвенной экспроприации». Она происходит, когда, хоть актив и не переходит к государству, права инвестора в отношении актива выхолащиваются за счет регуляторики, к примеру введение непосильных лицензионных сборов, налогов, пошлин в сфере инвестиций, установление заведомо невыполнимых (или крайне сложных) требований к ведению бизнеса, принудительный выкуп продукции инвестора по бросовым ценам и пр. Данное регулирование омрачается лишь тем, что возмещение будет выплачено в местной валюте — малагасийских ариари.

Статья 7 указанного Закона обеспечивает как возможность инвестирования без каких‑либо дополнительных согласований, так и возможность вывода любых платежей, связанных с обычной бизнес-­ деятельностью (прибыли, дивидендов, роялти, убытков), по усмотрению инвестора. А вот для передачи акций или вывода компенсации за экспроприацию потребуется отправить сообщение в Министерство финансов республики. Непоименованные операции можно осуществлять только после получения согласия указанного ведомства.

Закон определяет, что иностранные физические и юридические лица, хотя и не могут иметь землю в собственности, зато вправе свободно, без предварительного согласования арендовать земельные участки на срок до 99 лет.

Все перечисленные права российский инвестор может отстаивать в арбитражном суде, который будет поименован в договоре с государством. Если же такого договора нет или в нем не содержится арбитражная оговорка, российский инвестор может передать спор в МЦУИС или иной арбитраж уже только по согласию с государством. В отсутствие такого согласия спор придется разрешать в малагасийском национальном суде. При этом следует отметить, что Мадагаскар подписал Нью-­ Йоркскую конвенцию 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, что должно позволить довести защиту прав инвестора до конца на территории Мадагаскара или за ее пределами, обращая взыскание на активы Мадагаскара в иных юрисдикциях.

Приоритетные для инвестиций сферы: горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство

Одной из приоритетных сфер для привлечения российских инвестиций может стать майнинг, но не в понимании миллениалов, когда видеокарта чудом добывает цифровые монетки, а в старом, добром понимании — добычи минерального сырья. Наряду с сельским хозяйством, телекоммуникациями, туризмом и энергетикой развитие данной сферы является национальным стратегическим приоритетом.

Мадагаскар богат такими минеральными ресурсами, как золото, кобальт, графит, никель (последние три особенно важны для новой экономики) и хром, на острове имеются залежи редкоземельных и полудрагоценных металлов.

Также перспективными для разведки являются месторождения углеводородов, в частности нефти в Мозамбикском проливе.

Как пояснял министр горного дела в ходе личной встречи с автором статьи (между прочим, на чистом русском языке, ибо обучался в СССР), действовавшая ранее система предоставления лицензий в горнорудной сфере была чрезвычайно неэффективной — абсолютно любой гражданин или компания могли заплатить небольшую пошлину, получить лицензии и затем, ничего не делая, продлевать полученную лицензию бесконечно долго. Такое регулирование привело к массовым спекуляциям, что указано в Пояснительной записке к принятому в 2023 г. новому Горному кодексу (Закон 2023–007). Не имея возможности подробно разобрать в этой статье все существующее в данной сфере регулирование, отметим его отдельные важные моменты:

— майнинговый проект по сути имеет три стадии: (1) поисковое разрешение/лицензия (три месяца), (2) лицензия на разведку (пять лет с двукратным продлением по три года) и лицензия на добычу (25 лет с однократным продлением на 15 лет);

— лицензии на разведку и добычу вносятся в публичный горный кадастр (являются свободно оборачиваемыми, то есть могут быть проданы, переданы в аренду или залог);

— для получения лицензии на разведку требуется представить бизнес-план и финансовую модель, а для получения лицензии на добычу — технико-­ экономическое обоснование;

намного больше внимания теперь уделяется экологической и социальной ответственности недропользователей (нужно представить соответствующие программы на утверждение и придерживаться их, например обучая местный персонал, организуя цепочки местных поставщиков и пр.);

3% от суммы прямых инвестиций необходимо внести в специальный фонд;

налог на добычу (роялти) составляет 5% (из них 3% государству и 2% местным сообществам);

30‑процентную скидку от указанного налога можно получить при осуществлении переработки на острове;

любому обладателю лицензии на добычу может быть выдана гарантия стабильности (фискальные платежи, парафискалитеты) законодательства на пять лет с возможностью продления по запросу при условии выполнения инвестором своих обязательств.

Пара слов о сельском хозяйстве. Насколько Мадагаскар плох в продвижении своих сельскохозяйственных товаров (по крайней мере, в нашем регионе), настолько он хорош в их производстве. Тем, кто не пробовал великолепных стейков из зебу и потрясающего мадагаскарского рома, который с легкостью может соревноваться с лучшими представителями этого напитка из Карибского бассейна, тем не стоит спорить по данному поводу.

Сельское хозяйство Мадагаскара составляет порядка 26% ВВП и обеспечивает занятость около 78% работающего населения, что неудивительно для страны с таким благоприятным климатом.

Например, Мадагаскар — крупнейший в мире производитель ванили, здесь сосредоточено более половины мирового производства этого продукта.

В ближайшее время правительство страны планирует использовать под сельское хозяйство еще 110 000 га по схеме государственно-­ частного партнерства, что может стать неплохой точкой для приложения российских инвестиций.


[1]  https://www.who.int/ru/emergencies/disease-­outbreak-news/item/plague—-madagascar. На самом деле, это не такая уж редкость, как принято полагать. Порядка 24 стран по разным источникам ежегодно сталкивается с данной проблемой.
[2] https://madagascar.mid.ru/ru/press-­centre/news/o_state_posla_rossii_na_madagaskare_a_v_andreeva_preodolenie_krizisa_sistemy_mezhdunarodnykh_otnoshe/
[3] См. к примеру, Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в проведении геологоразведочных работ на кварц 1986 г.

Возможно, вам будет
интересно