№ 03 (139) 2025
СУБСАХАРСКАЯ АФРИКА

Эфиопия — 2025: изменения в регулировании открывают двери для иностранного капитала

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Эфиопия, присоединившаяся к БРИКС в 2024 г., меняет регулирование ключевых сфер, с тем чтобы стать более привлекательной для иностранного бизнеса. Несмотря на сложности, из-за которых она заняла 159-е место в рейтинге Doing Business, страна с населением 120 млн человек и растущим средним классом предлагает уникальные возможности: налоговые каникулы продолжительностью до 10 лет, доступ к рынку 21 страны на условиях сниженных тарифов через членство в COMESA и спрос на технологии в агропроме, энергетике и IT. Марат Агабалян, в течение 10 лет консультирующий клиентов по проектам в Эфиопии, рассказывает, как избежать подводных камней от бюрократии до ошибок в репатриации прибыли.

Рынок: где искать золотую жилу

Несмотря на то, что Россия входит в десятку крупнейших импортеров Африки, ее импорт в Эфиопию минимален и, по данным РЭЦ, представлен эпизодическими поставками продукции машино-строения: спецавтотранспорта, тормозов, насосов. Прорывом в развитии российских инвестиций в Эфиопии стал контракт 2023 г. на сборку автомобилей Lada с Ethio Engineering Group, однако проект до сих пор на стадии проработки. Доминирующим сектором экономики Эфиопии является сельское хозяйство: ВВП — 32%, валютные поступления — 90%, занятость населения — почти 63% (данные за 2022 г.) Переработку продукции агропромышленного комплекса, специализированное садоводство (horticulture), текстильную, металлургическую, горнодобывающую промышленность можно отнести к традиционным областям для инвестиций. Ключевыми отраслями для иностранных инвестиций правительство Эфиопии считает транспорт, энергетику и IT. Недавняя Прокламация банковского бизнеса (Banking Business Proclamation No. 1360/2024) открыла для иностранного инвестирования сектор финансовых услуг.

Для содействия масштабному инвестированию в свою экономику в Эфиопии разработаны и применяются механизмы создания совместных предприятий с госучастием и реализации проектов ГЧП, регулируемые Инвестиционной прокламацией (Investment Proclamation No. 1180/2020) и Прокламацией о ГЧП (Public-­ Private Partnership Proclamation No. 1076/2018).

Эфиопия входит в состав двух важных региональных организаций: Экономического сообщества стран Восточной и Южной Африки (COMESA) и Межправительственной организации по развитию (IGAD). Заключение COMESA торговых соглашений и проявление отраслевых инициатив открывают новые рынки, в то время как фокус IGAD на региональной стабильности и развитии инфраструктуры создает благоприятный климат для роста бизнеса.

Кроме того, Эфиопия ратифицировала Соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли. В 2022 г. была создана Панафриканская система платежей и расчетов PAPSS. В Эфиопии она пока не работает, но в перспективе должна существенно упростить расчеты между странами и снизить транзакционные издержки.

Налоговые льготы: от каникул до таможенных послаблений

Российские компании должны учитывать не только наличие соглашения об избежании двой­ного налогообложения между странами, но и предлагаемый Эфиопией достаточно широкий спектр налоговых льгот. Так, согласно Положению о стимулировании инвестиций № 517/2022 (Investment Incentives Regulation № 517/2022), инвесторам предоставляются:

— освобождение от налога на прибыль на период от 2 до 10 лет для новых инвестиций или модернизации и расширения производства;

— льготы по налогу на прибыль при условии экспорта более 60% продукции;

таможенные льготы на ввоз оборудования, строительных материалов и спецтранспорта для инвестиционных проектов;

перенос убытков на срок до 5 лет по окончании налоговых каникул.

Кроме того, компании, работающие в специальных индустриальных парках и особых экономических зонах (ОЭЗ), пользуются расширенными налоговыми каникулами и освобождением от таможенных пошлин. В Эфиопии есть как государственные, так и частные ОЭЗ и индустриальные парки.

Если инвесторы предоставляют гражданам Эфиопии возможность трудоустройства за рубежом, то при соблюдении определенных требований к программам обучения для них действуют дополнительные льготы.

Все эти меры снижают налоговое бремя и поощряют долгосрочное иностранное участие в экономике Эфиопии. Но следует отметить, что Эфиопия является достаточно бюрократической страной и порой иностранному участию приходится усердно отстаивать свои права в коридорах власти.

Инвестиции и вывод капитала: новые правила игры

Долгое время репатриация прибыли была для иностранцев головной болью, но Директива FXD/01/2024 (Foreign Exchange Directive No. FXD/01/2024) изменила правила и в значительной степени упростила вывод капитала за пределы страны. Пакет документов включает подтверждение уплаты налогов и аудированную финансовую отчетность. Одобрение Национального банка Эфиопии (NBE) имеет решающее значение для перевода прибыли, дивидендов и доходов от продажи или ликвидации. Документально подтвердив, что репатриируемая прибыль или дивиденды являются законными и соответствуют налоговым и финансовым нормам Эфиопии, а сделки по отчуждению или ликвидации активов должным образом зарегистрированы, инвесторы могут рассчитывать на вывод денег за пределы страны. Следует учитывать и крайнюю скрупулезность органов государственной власти в вопросах законности вывода прибыли, что часто вызывает недопонимание у впервые сталкивающихся с этим российских компаний. Просто нужно помнить, что Эфиопия — это совершенно иной мир, в котором, чем проще будут диалог или документ, тем быстрее решится вопрос.

Риски от региональных конфликтов до теневой экономики

Ключевым вызовом остается политическая нестабильность. Регионы Тыграя и Оромии, где в 2020-2022 гг. произошли вооруженные столкновения, до сих пор считаются зонами повышенного риска.

Наши местные партнеры Mesfin Tafesse & Associates рекомендуют пока воздержаться от инвестирования в Бенишангул-­ Гумуз. Зато правительство активно привлекает инвесторов в стабильные области, например в столичный округ Аддис-­ Абеба или в промышленный хаб Дыре-­ Дауа. Опыт одного нашего клиента не оправдался как раз по причине осуществления вложений в золотодобывающий проект, реализуемый в одном из таких нестабильных регионов.

Еще одним риск-фактором является коррупция. Несмотря на криминализирующий взятки Закон № 881/2015 (Corruption Crimes Proclamation No. 881/2015) и работу Федеральной комиссии по этике и борьбе с коррупцией FEACC, несоблюдение прозрачности при ведении бизнеса остается существенной проблемой. Российским компаниям, которые будут выходить на рынок Эфиопии и создавать там свое присутствие, крайне рекомендуется внедрять строгий комплаенс: от антикоррупционной политики, тренингов для сотрудников до аудита цепочек поставок и тщательной проверки партнеров по бизнесу.

Также нельзя игнорировать киберугрозу. Согласно Information Network Security Agency (INSA), за девять месяцев 2022–2023‑го финансового года в Эфиопии были зафиксированы 4422 кибератаки, 150 из них причинили существенный ущерб. Меры защиты от киберугроз традиционные — это внедрение по- литики кибербезопасности, использование межсетевых экранов и антивирусного ПО, регулярное обучение сотрудников, шифрование данных, планы реагирования на инциденты, сотрудничество с INSA.

Особого внимания требует интеллектуальная собственность. Несмотря на присоединение Эфиопии к Парижской конвенции и Мадридскому протоколу, торговые знаки и патенты нужно регистрировать в Эфиопском ведомстве по интеллектуальной собственности (EIPO). Процесс занимает до шести месяцев, но без этого шага защита прав невозможна.

Эфиопия — участница Нью-­ Йоркской конвенции, но исполнение решений международных арбитражей может быть отклонено при определенных условиях, таких как:

отсутствие взаимности — страна происхождения не признает эфиопских решений;

– неполноценное арбитражное соглашение — соглашение или выбор арбитражного трибунала имеют юридические изъяны;

— процессуальная справедливость — одна из сторон была ущемлена в правах в рамках разбирательства в арбитраже;

неарбитрабельные вопросы — спор касается предмета, не подлежащего арбитражу в соответствии с эфиопским законодательством;

публичный порядок — нарушение эфиопского государственного порядка, морали или национальной безопасности страны.

На практике, если арбитражное соглашение и решение соответствуют эфиопскому законодательству, процесс их приведения в исполнение является достаточно стандартным с поправкой на крайне медлительные эфиопские суды. Российские компании при условии, что их оппонент располагает имуществом в Эфиопии, должны обеспечить тщательное составление арбитражных оговорок и проконсультироваться с местным юристом для подтверждения их соответствия локальному законодательству.

Следует также учитывать культурные особенности Эфиопии. Как и в любой стране, культура которой не похожа на нашу, стоит уделить внимание местному деловому этикету и традициям. Их незнание может испортить даже самую перспективную бизнес-идею. Местные партнеры ценят возможность установления личных отношений до подписания важных договоров. При ведении переговоров ключевую роль играют уважительное отношение к иерархии и старшинству. Нужно учитывать, что принятие решений в Эфиопии может предусматривать несколько уровней одобрения и потому занимать больше времени. Кроме того, ожидается общение через электронную почту (не через мессенджеры) и посредством обмена официальными документами.

Приветствие обычно включает рукопожатие, а для хорошо знакомых деловых партнеров — объятие. Эфиопы предпочитают официальную одежду, наличие галстука является традиционным при первой встрече.

Амхарский — официальный рабочий язык федерального правительства, однако английский широко используется для заключения международных сделок, иностранных инвестиционных соглашений и оформления судебных документов с участием иностранных субъектов. Многие правительственные учреждения, включая Эфиопскую инвестиционную комиссию и Министерство торговли, выпускают руководства и документы на английском языке. В то же время некоторые юридические документы, такие как судебные заявления, могут потребовать перевода на амхарский. Лучше подписывать договоры на обоих языках и проверять соответствие версий.

Важные вопросы регулирования

Экологические стандарты для промышленных проектов в Эфиопии регулируются Правилами оценки воздействия на окружающую среду (Environmental Impact Assessment, EIA), которые требуют от предприятий оценки и смягчения потенциальных экологических рисков до начала работы. Разработчикам проектов нужно представить отчет EIA в Управление по охране окружающей среды (Environmental Protection Authority, EPA) или в соответствующее региональное агентство для рассмотрения и утверждения. Отчет должен быть подготовлен квалифицированными экспертами, включать описание воздействия проекта на окружающую среду и предлагаемые меры по смягчению последствий такого воздействия для обеспечения соответствия национальным целям устойчивого развития.

Что касается найма персонала, то, как и в большинстве стран мира, привезти в Эфиопию иностранных работников достаточно непросто: придется доказывать, что их знания и навыки уникальны и отсутствуют на местном рынке труда. Существенной отличительной чертой, на которую стоит обратить внимание, является установленное для компаний, нанимающих на работу экспатов, требование по представлению плана обучения для передачи знаний местным сотрудникам с целью постепенной замены иностранных работников.

В отношении защиты персональных данных законодательство Эфиопии приближено к законодательству российских и европейских стран. Иностранные компании обязаны соблюдать Прокламацию о защите персональных данных № 1321/2024 (Personal Data Protection Proclamation No. 1321/2024), регулирующую:

законность обработки данных (согласие, договорные обязательства);

хранение данных на территории Эфиопии, кроме случаев, разрешенных для трансграничных переводов;

передачу данных в третьи страны только при условии:

a) наличия адекватной защиты в стране-получателе;

b) явном согласии субъекта данных;

c) необходимости исполнения контракта или общественных интересов;

требования по принятию мер для предотвращения утечки данных;

уничтожение данных по истечении срока, на который выдано согласие;

ограничение на сбор чувствительных персональных данных, например об этническом происхождении, политических взглядах и т. д.

Эфиопия — это вызов и в то же время возможность закрепиться на рынке, который, по прогнозам Goldman Sachs, по показателям ВВП может достигнуть к 2050 г. 1,6 трлн долл. США.

Благодарим наших партнеров Месфина Тафессе и Месерет Арегави из фирмы Mesfin Tafesse & Associates за помощь в подготовке статьи.

Возможно, вам будет
интересно