№ 04 (80) 2019
МЕРОПРИЯТИЯ

Возврат крупных долгов: параллельное преследование в США, Великобритании, на Кипре и BVI

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Из компании-должника выведены все активы, и большая их часть, как и бенефициар, находится за рубежом. Кредиторы ведут долгие позиционные бои в российских и международных судах, пополняя банковские счета юристов, но процентный показатель реального возврата средств по-прежнему низок (около 6%). Так участники рынка характеризуют типичную для России ситуацию с крупными долгами. Можно ли вернуть эти долги из иностранной юрисдикции? Какую страну выбрать, и как перенести туда спор? В апреле в Москве главы юридических департаментов и департаментов управления проблемными активами обсудили эти и другие вопросы с иностранными коллегами.

18 апреля журнал Legal Insight, компания CSI Group, юридическая фирма Borenius, адвокатские бюро «Кульков, Колотилов и Партнеры» и «Феоктистов и Партнеры» провели международную конференцию на тему «Возврат крупных долгов: параллельное преследование в США, Великобритании, на Кипре и BVI». Мероприятие состоялось при поддержке российского фонда NLF Group и американской юридической фирмы Kobre & Kim.

Первая сессия была посвящена необходимым мерам в рамках процедуры банкротства на территории РФ. Исполнительный директор CSI Group Александр Писемский на примере недавних кейсов компании ознакомил присутствующих с возможностями компьютерной криминалистики и анализа больших данных (big data) для восстановления удаленной информации и получения необходимых доказательств в рамках процедуры банкротства. Управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и Партнеры» Вячеслав Феоктистов указал на типовые ошибки, которые корпоративные юристы и консультанты допускают при возбуждении уголовных дел в ходе банкротства, а также на способы повышения эффективности банкротных процедур при грамотном использовании уголовно-правового инструментария. Старший советник Borenius Ирина Селезнева дала независимую оценку предлагаемым мерам гражданского и уголовно-правового воздействия на представителей должника в ходе процедуры банкротства. Выступление партнера адвокатского бюро «Кульков, Колотилов и Партнеры» Николая Покрышкина было посвящено рискам обращения взыскания на активы в иностранных юрисдикциях в обход дела о банкротстве в России, а также оценке целесообразности инициирования иностранного процесса о взыскании отдельно от российской процедуры[1].

Затем эксперты рассказали участникам о зарубежных правовых инструментах, используемых для возврата похищенного в России имущества (главным образом, кредитов и займов). Они акцентировали внимание на важность доказывания признаков легализации выведенных за рубеж активов. Из выступления партнера адвокатского бюро «Кульков, Колотилов и Партнеры» Максима Кулькова и управляющего партнера Borenius Андрея Гусева стало ясно, что отечественные юристы могут эффективно координировать весь трансграничный проект. Особый интерес вызвал рассказ бывшего прокурора из Великобритании, партнера Edmonds Marshall McMahon Тэмлин Эдмондс об использовании института частных обвинителей, аналога которому в России нет. Частный обвинитель – это лицо, которое вправе инициировать через суд расследование уголовного дела и арест или конфискацию на территории Великобритании имущества, добытого преступным путем. «Несмотря на отсутствие подобного инструментария в России, отечественные адвокаты вовлечены в этот процесс. Они помогают собирать информацию и документы, необходимые для запуска уголовного преследования в зарубежных юрисдикциях, и эффективно взаимодействовать с иностранными частными обвинителями в деле возврата похищенных в России денежных средств», – отметил Вячеслав Феоктистов.

Третья экспертная панель была посвящена использованию уголовно-правовых и гражданско-правовых методов преследования недобросовестных должников за рубежом. Глава направления форензик PKF Littlejohn Джеймс Эрп рассказал о подходах к оценке и калькуляции понесенных убытков, заявляемых ко взысканию в уголовных и гражданских процессах. Старший менеджер PKF Littlejohn Мартин Мор выступил с презентацией дополнительных правовых инструментов, которые дает преследование должников с использованием правоохранительных органов Великобритании, в частности эффективной системы получения по ходатайству полиции запросов суда о раскрытии информации об операциях должника банками. Партнер Edmonds Marshall McMahon Кейт МакМэхон рассказала о своем опыте работы в Агентстве по расследованию крупного мошенничества. Директор по правовым вопросам Mishcon de Reya Ричард Трейнер на примере своего участия в многомиллиардном деле против обанкротившегося бразильского бизнесмена, рассмотренном судом Кайманских островов, поделился опытом использования таких инструментов, как замораживание  активов приказ о  раскрытии информации.

«Litigation funding в России и за рубежом. Различия в финансировании гражданских и уголовных кейсов» – так называлась последняя сессия конференции. Управляющий партнер Borenius Андрей Гусев отметил, что правильное инвестирование в судебные споры обеспечивает доходность от 20 до 1000% в год. «Профессиональные инвесторы часто предоставляют деньги на условиях возврата в четырехкратном размере или до 30% от взысканных сумм (в зависимости от того, что больше) и нередко забирают себе все. Такой подход, на первый взгляд, непривлекателен для стороны спора, подписавшей договор с фондом, однако порой у нее просто отсутствует выбор: денег на спор нет, а с помощью фонда можно взыскать хоть что-то. Бывает, что стороне везет, и размер взыскания с лихвой удовлетворяет аппетит фонда, также обеспечивая ожидаемую выплату спорящей стороне».

Среди спикеров были представители западного и российского инвестиционных фондов — управляющий партнер Omni Bridgeway[2] Вихер Вилинха и Максим Карпов (NLF Group); юрист, квалифицированный одновременно в США и Англии, партнер Kobre & Kim[3] Робин Ратмелл; представитель направления форензик Джеймс Эрп (PKF Littlejohn) и российский адвокат Николай Покрышкин.

Зарубежные инвестиционные фонды постепенно начинают проявлять осторожный интерес к спорам с постсоветского пространства. Для них важно, чтобы спор не был запутанным, основные разбирательства проходили в западных судах или арбитражах, у оппонента имелись активы в развитых странах. Инвестиции данного вида начинают интересовать и россиян. «Четыре дела из десяти приносят хороший доход, а это значит, что масштабирование бизнеса, то есть инвестирование в портфель кейсов вместо инвестиций в конкретные проекты, имеет смысл», – отметил Андрей Гусев. Обсудив размеры инвестиций и профинансированные профессионалами интересные дела, участники сессии сошлись в том, что за финансированием споров будущее.

[1] Покрышкин Н., Алекса К. Риски обращения взыскания на иностранные активы в обход российского банкротства // Legal Insight. – 2019. – № 3.

[2] Пионер глобального рынка судебного финансирования, сотрудничавший с крупнейшими мировыми компаниями и правительствами стран Европы, Азии и Южной Америки в сфере взыскания крупных долгов, с которого брал пример нынешний лидер этого рынка Burford Capital.

[3] Kobre & Kim специализируется на судебных спорах и расследованиях, связанных с мошенничеством или неправомерным поведением сторон. Компания помогла корпорации Chevron сэкономить почти 10 млрд долларов в споре с эквадорскими истцами, профинансированными Burford Capital, вскрыв факты мошенничества со стороны истцов.

Возможно, вам будет
интересно