Влияние нейросетей на интеллектуальное право

ПОДЕЛИТЬСЯ:

«Нейроавтор: кому выгодно?» — тема грядущего заседания Клуба цифровых юристов Digital Principle  

Искусственный интеллект играет все большую роль в креативном производстве. Но пока не ясно, в какой мере продукты «машинного творчества» можно отнести к объектам интеллектуальных прав и кто именно субъект этих прав: пользователь, разработчик или специалист, обучивший программу? Могут ли претендовать на справедливое вознаграждение создатели контента, который используется при обучении ИИ? Эти и многие другие вопросы составили актуальную повестку встречи членов Клуба цифровых юристов. Заседание состоится 7 июня в 17:00. Организатором выступает Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Регистрация для желающих присоединиться открыта на сайте (https://dip.global/site/clubmain)

Скандалы вокруг ChatGPT, Midjourney и других систем ИИ регулярно возвращают к необходимости юридической оценки работы нейросетей. В этот раз эксперты планируют разложить сам процесс создания продуктов с помощью нейросетей на компоненты и разобраться, кто из соавторов заслуживает наделения авторскими или иными интеллектуальными правами.

Ключевой вопрос — критерии творчества и границы их эластичности в авторском праве применительно к работе ИИ. В ходе дискуссии предлагается оценить роль творчества на примере трех этапов работы нейросетей: при создании самих программ, в их обучении и в формулировании пользовательских запросов к ИИ-системам. Еще один приоритетный аспект обсуждения — правовые основания для признания интеллектуальных прав на продукты нейросетей за их разработчиками, AI-тренерами или правообладателями используемого контента. Будет затронут и вопрос о том, можно ли считать использованием чужих произведений машинное обучение на основе ранее созданного контента.

Модератор заседания Клуба, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов намечает вести дискуссию в максимально прагматическом ключе: «Строго говоря, законодатель может признать исключительные права на что угодно за кем угодно. В мире уже есть самые разные прецеденты, в том числе откровенно анекдотические — когда автором произведения признавалась сама компьютерная программа. Задача же состоит в том, чтобы законодательное решение вопроса об интеллектуальном праве в сфере ИИ способствовало развитию общества, формированию рынка, техническому прогрессу».

Эволюция интеллектуального права в сложившихся технологических реалиях — это объективный процесс, считает директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: «То, что происходит сегодня, как минимум в той мере, в которой место искусственного интеллекта в творчестве пытаются оценить юристы, — не первый и наверняка не последний случай. Авторское право как система норм возникло вследствие изобретения книгопечатания, каждое следующее техническое новшество — фотография, кинематограф, вещание, интернет — заставляло его модернизироваться. А значит, и сейчас адекватный выход будет найден. Вопрос лишь в том, как скоро появятся новые вызовы, испытывающие интеллектуальные права на прочность».

Нужно подготовить специальный закон о нейросетях, уверен руководитель патентного направления «Сбера» Борис Герасин: «Необходимо работать над тем, чтобы предоставлять корпорациям, стартапам, малому и среднему бизнесу правовое пространство для роста инноваций, защищая при этом основные права человека, укрепляя демократический надзор общества над технологиями и обеспечивая зрелую систему управления и обеспечения соблюдения правил использования ИИ».

В заседании Клуба примут участие также доцент Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Виталий Калятин, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская, руководитель патентного направления «Сбера» Борис Герасин, юрист практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп» Антон Пчелкин и другие.

Возможно, вам будет
интересно