Национальное и международное право в регулировании Интернета стало одной из главных тем круглого стола «Установление границ государственного суверенитета в Интернете: пределы свободы».
Модератором сессии выступила заместитель Генерального Директора по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью компании «Мегафон» Анна Серебряникова. В дискуссии приняли участие научный сотрудник Международной школы исследований инноваций и конкуренции Макса ПланкаМартин Гусовец, Исследователь InterPares Trust Кеннет Кавальер, вице-Президент по юридическим вопросам Microsoft Corporation Стивен Алан Краун, партнер iRights.Law Тилль Кройцер, партнер юридической фирмы «E-Lex», профессор права Университета Салерно Джованни Мария Риччио, директор по правовым вопросам компании «Яндекс» Екатерина Фадеева, а также вице-президент по Восточной Европе и Центральной Азии Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресамиМихаил Якушев.
Национальное регулирование в Интернете не обеспечивает исполнимость правил и запретов в среде, где не существует границ, уверена Анна Серебряникова. Она подчеркнула, что в условиях кризиса государства гораздо меньше внимания уделяют соблюдению международных соглашений и действуют в рамках своих национальных режимов. Михаил Якушев отметил, что Интернет является многоуровневой системой, поэтому нужно понимать, что создать общее регулирование для такого явления крайне сложно. Кроме того, необходимо помнить, что в Сети действуют разные социальные регуляторы, а право – только один из них. Одной из основных проблем правового регулирования, по мнению эксперта, является идентификация пользователей: с одной стороны, существует необходимость обеспечивать стабильность общественных отношений, с другой стороны, в мире нет единого решения вопроса идентификации в условиях трансграничности Сети и анонимности пользователей.
«Один из выходов – это формирование международного правового регулирования, универсальная конвенция о принципах глобального управления интернетом и использовании интренет-техногологий. Пример такого регулирования – Договор по космосу 1967 года, который даже в условиях жесткого правового, политического, военного противостояния закрепил принципы регулирования данной сферы, после чего уже пошли договоры более частного характера. Сейчас мы можем видеть опыт успешной эксплуатации международной космической станции. Решение есть, если мы сконцентрируемся на реальных практических вопросах, таких как вопросы идентификации», — сказал Михаил Якушев.
О необходимости изменений в процессе создания законов и важности формирования международных институтов в области регулирования Интеренета
Американское и европейское законодательство выбирает разные пути развития в этом направлении, отметила модератор дискуссии. «Это еще одно доказательство того, что нужны какие-то национальные решения, внутри даже групп стран невозможно создать единую систему», сказала Анна Серебряникова.
Эксперты не обошли вниманием и вопрос защиты национальных рынков в Интернете. Екатерина Фадеева рассказала о деле компании «Яндекс» против компании Google, сейчас оно рассматривается Европейской комиссией, требования касаются глобальных практик Google. В российской компании считают, что практики, используемые Google являются антиконкурентными, они препятствуют доступу конкурентов поиска на те платформы, где Google является доминирующей системой. «В России ситуация уникальна только в одном – это одна из немногих стран, в том числе европейских, где вообще есть своя поисковая система. Мы хотим, чтобы орган, в компетенцию которого входит защита конкуренции на рынке, просто рассмотрел эту ситуацию и, в случае признания этих практик недобросовестными, такую ситуацию как-то изменил. Наша цель – восстановить конкуренцию на рынке», — сказала Фадеева.
Еще одной важной проблемой правового регулирования является доступ к информации, в том числе практические аспекты этого вопроса, отметила Екатерина Фадеева. Существует несколько механизмов реализации закона об информации, одним из них является постановление суда. Если владельцы ресурса, получив соответствующее уведомление, отказываются добровольно закрыть доступ к информации, то по отношению либо к самому ресурсу, либо к странице, содержащей неправомерную информацию, может быть применена блокировка. При этом в российской практике нередки случаи, когда не используется досудебная претензионная процедура. Прокуратура обращается с иском в суд общей юрисдикции, и мерой для ограничения доступа становится фильтрация по IP-адресу. Блокируется не только ресурс, по отношению к которому применялось ограничение, но и сторонние ресурсы. При этом владелец ресурса не привлекается к участию в деле и ограничен в возможности обжаловать решение суда. С этим связан и ряд других проблем – неясная судебная процедура, непонимание надзорными органами технической стороны дела, а также нередкое отсутствие возможности выступить ответчиком.
Мартин Гусовец предложил экспертам обратить внимание не только на бизнес-составляющую блокировки, но и ее взаимосвязь с правами человека. «Закон должен быть сформулирован достаточно точно, при этом и решение по этому закону, и решение по блокировке тоже должны быть точными. Мы должны блокировать прицельно, чтобы не нарушать право на свободу мнений. Кроме того, у нас всегда должна быть законодательно обоснованная цель – национальная безопасность, регулирование других общественных интересов, права людей. Здесь очень важен тест на пропорциональность», — подчеркнул эксперт.
Подводя итоги дискуссии, Анна Серебряникова поблагодарила экспертов за интересное обсуждение. «Кто владеет информацией – по-прежнему владеет миром, мы это понимаем всё больше и больше», — резюмировала Серебряникова.