Произведения, изобретения и другие объекты интеллектуальных прав, созданные в рамках исполнения трудовых обязанностей, называются служебными. Их особенность в том, что интеллектуальные права распределяются между работником и нанимателем. Мы поговорили с экспертами международной конференции Distant & Digital, которая пройдет 7‒8 февраля в Цифровом деловом пространстве (ЦДП), о том, как компаниям обезопасить себя от конфликтов с креативными специалистами и грамотно зафиксировать права на созданные ими интеллектуальные продукты.
Права работника и работодателя
Служебные объекты интеллектуальных прав создают либо по конкретному заданию нанимателя, либо в рамках установленных трудовых обязанностей. Например, если дизайнеру на работе нужно оформлять презентации и рисовать обложки сайтов, а он в обеденном перерыве создал произведение современного искусства, его работа не будет считаться служебной и все права на нее останутся за ним. В случае спора у него могут разве что потребовать компенсацию за использование офисного компьютера. В остальных случаях произведение считается служебным, исключительное право на него получает работодатель, а работнику остаются личные неимущественные права и право на вознаграждение.
Три года на решение
Договоренности между работником и работодателем должны быть оформлены в письменном виде. Такой подход исключает недопонимание и конфликты между участниками трудовых правоотношений. Так, руководитель отдела правовой практики в сфере интеллектуальной собственности и информационных технологий компании «Яндекс» Виктор Лощилин считает ключевым основанием для перехода прав на служебное произведение работодателю закрепление обязанностей сотрудника в договоре.
Виктор Лощилин — Руководитель отдела правовой практики в сфере интеллектуальной собственности и информационных технологий «Яндекс»
По закону исключительное право принадлежит работодателю с момента создания объекта. Если в течение трех лет работодатель не начнет использовать переданный ему объект или не сообщит о его сохранении в тайне, то исключительные права перейдут назад к работнику. В такой ситуации за работодателем остается право использования объекта на основании простой лицензии.
Право на вознаграждение
Даже не располагая исключительным правом на объект, работник может рассчитывать на вознаграждение. Специфика этого права заключается в том, что вознаграждение выплачивается не в счет заработной платы, а в качестве отдельной оговоренной между сотрудником и работодателем суммы. Причитающееся автору вознаграждение может выплачиваться как отдельными платежами, так и включаться в качестве фиксированного платежа в ежемесячную финансовую компенсацию как дополнение к зарплате.
Работодателю целесообразно уделять особое внимание оформлению прав на самые важные служебные произведения, отметил Виктор Лощилин: «Рекомендуется выделять ключевые разработки, действительно существенные для бизнеса. В их отношении стоит оформлять полный комплект документов, подтверждающих их создание и начало использования (например, приказы о внедрении), и платить разработчикам вознаграждение».
Между тем рабочая рутина связана с производством сотен и тысяч произведений — от элементов программного кода до юридических заключений. Здесь вознаграждение может быть фиксированным и выдаваться раз в месяц вне зависимости от количества сделанного. «Пусть это будет один рубль или сто рублей, но, так или иначе, такое вознаграждение рекомендуется прописывать дополнительно в трудовом договоре и в расчетных листах сотрудников. Главное, чтобы оно было отделено от заработной платы», — пояснил эксперт.
Если вознаграждение не отражено в документах, работодатель может получить от сотрудника судебный иск. Впрочем, Виктор Лощилин указывает, что невыплата вознаграждения не ставит под вопрос сам факт «служебности» произведения: «Риски здесь чисто финансовые. Единственное, что работник здесь может потребовать, — это выплатить вознаграждение. Оспаривать исключительные права организации, требовать возврата этих прав себе только на основании невыплаты вознаграждения он не может».
Как возникают интеллектуальные права
Процессы оформления прав на различные служебные объекты отличаются друг от друга. Права на объект авторского права, например на произведение или программу для ЭВМ, возникают в момент создания этого произведения. С объектами патентного права дела обстоят сложнее: права на такие объекты возникают после успешного прохождения государственной регистрации. Это длительная и непростая процедура. Прежде чем подать заявку, компании необходимо самой оценить патентоспособность разработки, понять, насколько она нова и промышленно применима. Именно поэтому в штате организации должны быть специалисты по патентному праву.
Если изобретение имеет перспективы регистрации, подается заявка в патентное ведомство. «Сначала мы подаем заявку в Российской Федерации, затем в других странах. На это уходит несколько месяцев, иногда больше, — отметил заместитель руководителя по стратегическому развитию интеллектуальной собственности “Лаборатории Касперского” Антон Тихомиров. — Рассматривать заявку могут несколько лет. Обычно быстрее, но в среднем у нас это занимает полтора-два года. И вот только спустя, условно говоря, годы мы получаем патент на изобретение. Соответственно, на составление патентного портфеля, включающего хотя бы несколько сотен патентов, может запросто уйти лет десять».
Антон Тихомиров — Заместитель руководителя по стратегическому развитию интеллектуальной собственности Лаборатория Касперского
Антон Тихомиров также отметил, что сегодня изобрести нечто в сфере IT сложнее, чем 20-30 лет назад, когда программы были проще: «Сегодня даже небольшая программа для смартфона весит десятки, а то и сотни мегабайт. Раньше столько могла весить операционная система. Сложные современные программы занимают десятки гигабайт. Это привело к тому, что разработка современного ПО занимает годы, а зачастую и десятилетия. Ни одна компания не может написать весь код с нуля сама».
По словам эксперта, разработчикам приходится очень часто использовать сторонние библиотеки для упрощения и ускорения процесса написания кода. Покупка лицензий на проприетарные библиотеки или использование свободного ПО позволяют сэкономить человеко-месяцы, а порой и человеко-годы работы.
Помимо очевидных достоинств патента в качестве сильного инструмента охраны интеллектуальной собственности он дает компаниям преимущества маркетингового толка. «Для потребителя факт патентной охраны может говорить о новизне и уникальности продукта. При прочих равных пользователь с высокой вероятностью выберет тот продукт, на котором будет написано, что он запатентован. Это вполне может способствовать росту продаж», — заключил Антон Тихомиров.
Виктор Лощилин и Антон Тихомиров проведут воркшоп «Практика оформления прав на программное обеспечение, созданное сторонними разработчиками и внутренними работниками».