Очень сложно выбрать ключевое юридическое событие этого лета. Их было слишком много для периода отпусков. Этим летом мы попрощались с целой эпохой под названием «Высший Арбитражный Суд РФ». Масштабные санкции против России со стороны ЕС и США вносят постоянные коррективы в нашу жизнь и делают ситуацию все более напряженной и непредсказуемой. При постоянном негативном информационном потоке, который сопровождает нас все лето, очень сложно объективно анализировать события, делать выводы и обозначать тренды.
Санкции и нестабильная политическая ситуация серьезно обострили давнюю дискуссию о том, что между «национальностью» юридического бизнеса и государственным суверенитетом есть прямая связь. Закроет ли Россия рынок юридических услуг для иностранных компаний и прекратят ли правительство и госкомпании нанимать иностранных консультантов? Эти вопросы ставились представителями российского юридического бизнеса на Петербургском международном юридическом форуме очень остро: «Нужная профессия находится не в тех руках» (Денис Никиенко), «Россия «потихоньку превращается в англосаксонскую юридическую колонию» (Сергей Пепеляев). И вот накануне выхода журнала в СМИ появилась информация о том, что депутаты ГД РФ намерены ввести новое понятие в российское законодательство — страна-агрессор. Согласно законопроекту, иностранным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в «стране-агрессоре», а также российским юридическим лицам аффилированным или зависимым от таких иностранных лиц, будет запрещено осуществление на территории Российской Федерации деятельности по проведению аудита, предоставлению юридических и иных консультационных услуг.
Вопрос о том, как определить, является ли юридическая компания российской или иностранной, активно обсуждался на нашем круглом столе «20 лет российскому юридическому бизнесу: итоги и перспективы». Представители ильфов впервые именно на ПМЮФ пытались доказать, что нет существенных различий между рульфами и ильфами, кроме названия брендов. По мнению Г. Коллини, и те, и другие имеют офисы как в Москве, так и за пределами России, уплачивают налоги в российский бюджет, имеют партнеров как с российским, так и с иностранным гражданством и сотрудников как с российским, так и с зарубежным образованием. Итак, представляем тему этого номера «Ильфы — они такие же, как рульфы?».