№ 03 (129) 2024
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА

Топ-5 кейсов по стратегии и тактике судебного

ПОДЕЛИТЬСЯ:

В статье описаны дела, получившие наиболее высокую оценку экспертов в номинации «Стратегия и тактика судебного процесса», приведены оценки экспертов и участников дел.

⁠Стратегия превращения лизинга в титульное обеспечение

Дело «Д-Транс»

А40-20242/2022, А40-267449/2022, А41-95000/2022

В рамках одного кейса было три дела, связанных с компанией «Д-ТРАНС». Лизингодатель потребовал, чтобы компания вернула ему объекты лизинга (грузовики и полуприцепы) по причине задержки оплаты лизинговых платежей на протяжении примерно восьми лет. Несмотря на истечение срока исковой давности для взыскания этих платежей, лизингодатель, оставаясь собственником имущества до полной оплаты лизинговых платежей, потребовал возврата имущества.

Возник вопрос о пропуске срока исковой давности по требованию об изъятии имущества. Лизингодатель, считая себя владельцем такового, поскольку лизинговые платежи не были полностью оплачены, полагал, что этот срок не пропущен. Он также сослался на письменное требование о расторжении договора и возврате имущества, которое было отправлено незадолго до подачи иска.

Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования. Однако суд кассационной инстанции по делу No А40-20242/2022 (основное дело об изъятии у лизингополучателя предметов лизинга) отменил вынесенные ими судебные акты и принял решение об отказе в удовлетворении требований лизингодателя. Кроме того, лизингодателю было отказано в передаче дела на рассмотрение в СКЭС ВС РФ, а также в удовлетворении иска в деле о взыскании платы за фактическое пользование предметами лизинга.

Комментарий Тахмины Арабовой, партнера АБ «Бартолиус», канд. юрид. наук

Клиент обратился к нам с просьбой об обжаловании решения в кассационной инстанции. Мы разработали аргументацию, обосновывающую необходимость исчисления срока исковой давности не с даты направления лизингодателем требования о его изъятии после вось- ми лет просрочки последнего лизингового платежа, а с момента просрочки платежей. С истечением исковой давности на взыскание последнего лизингового платежа истекает и исковая давность на истребование предмета лизинга. Нами было доказано, что к лизинговым правоотношениям неприменимы разъяснения по поводу правил исчисления срока давности по требованиям о возврате имущества из чужого незаконного владения, предъявленным приобретателю части предметов лизинга у лизингополучателя.

Сложнее всего было убедить суд в том, что собственность лизингодателя представляет собой титульное обеспечение, легально незакрепленное в российском праве, а также в том, что лизингодатель, не оплативший имущество (имело место лишь около 40% лизинговых платежей), стал его собственником по причине бездействия истца, не принявшего мер по своевременной защите.

Этот кейс является значимым для рынка лизинга, так как укрепляет тренд по отходу от восприятия лизинга как формы арендных отношений и акцентирует его финансовую природу. Собственность лизингода- теля четко признается разновидностью титульного обеспечения, которая имеет временный характер.

Комментарии экспертов The CASE by Legal Insight

Виктор Домшенко

Взгляд на лизинг с позиции правоотношения по финансированию и учёт обеспечительного характера собственности лизингодателя позволил преодолеть традиционный взгляд судов по спорному вопросу. В этом есть несомненная заслуга юридической команды.

Екатерина Макеева

В результате активности одной из сторон судом была сформулирована важная для практики правовая позиция относительно правового статуса собственности лизингодателя. Cпор имеет значение для рынка лизинга, поскольку четко высвечивает временный характер права собственности лизингодателя на предметы лизинга, признавая его титульным обеспечением. Если кредиторы не принимают своевременно меры по взысканию просроченных лизинговых платежей, возникает риск автоматической утраты ими обеспечения в виде прав на предметы лизинга, хотя раньше лизингодатели полагались на абсолютный и вневременной характер своей собственности.

Стратегия в деле вагонных споров

Дело «Трансойл»

No А40-51665/2022

ООО «Трансойл» — ведущий частный оператор в сфере железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов, занимающий большую долю рынка. В последнее время обычной практикой стал перенос экспедиторами — владельцами подвижного состава затрат на подготовку и ремонт вагонов на покупателей или получателей груза. Фактически это превратилось в отдельный сектор бизнеса.

В марте 2022 г. ООО «Трансойл» подало в Арбитражный суд города Москвы иск о возмещении (в виде убытков) затрат на подготовку и ремонт 6849 вагонов, которые АО «Газпромнефть-ОНПЗ» якобы вернуло в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии после разгрузки конденсата газового стабильного. Сумма иска превышала 80 млн рублей (дело No А40- 51665/2022).

Иск был подан против ООО «Новатэк-Трансервис», однако в случае его удовлетворения впоследствии требования могли быть предъявлены ПАО «Газпром нефть». В связи с этим
ПАО «Газпром нефть» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора. Несмотря на свою, казалось бы, второстепенную роль, ПАО «Газпром нефть» оказалось самым активным участником спора, что отражено в решении суда (в тексте судебного акта ПАО «Газпром нефть» упоминается 49 раз).

По итогам рассмотрения дела создан важный прецедент, положительный не только для группы ПАО «Газпром нефть», но и для других компаний нефтяной отрасли, поскольку все они пользуются услугами операторов подвижного состава.

Комментарий Вячеслава Гарлюпина, эксперта ООО «Газпромнефть Экспертные решения»

«Трансойл» — крупнейший частный железнодорожный оператор подвижного состава по объему транспортировки и рыночной доле в сегменте железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. В последнее время перенос экспедиторами-владельцами железнодорожного подвижного состава расходов на подготовку и ремонт вагонов на покупателей / грузополучателей нефти и нефтепродуктов в связи с любыми выявленными коммерческими непригодностями и техническими неисправностями стал обычной практикой на рынке железнодорожных перевозок и, по сути, отдельным направлением бизнеса.

По результатам рассмотрения спора был сформирован важный положительный для компаний нефтяной отрасли прецедент. Судами установлено, что подготовка вагонов к следующей погрузке является неотъемлемой частью обычной хозяйственной деятельности экспедиторов — владельцев железнодорожного подвижного состава. А применяемые в настоящее время технологии выгрузки нефти и нефтепродуктов исключают возникновение целого ряда технических неисправностей и коммерческих непригодностей, постоянно вменяемых крупными экспедиторами в вину грузополучателям.

Комментарии экспертов The CASE by Legal Insight

Александр Краснов

Это значимое для рынка и прецедентное для практики дело, позволяющее заказчикам железнодорожных услуг бороться со злоупотреблениями со стороны владельцев вагонов, претендующих на двойное возмещение их ремонта, несмотря на то, что стоимость таковых уже включена в цену услуг.

Алексей Станкевич

Примечательно, что в данном кейсе решающее значение имели не процессуальные действия истца и ответчика, а активное участие третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований. Кейс показал, что каждое участвующее в деле лицо имеет реальное влияние на ход его рассмотрения.

Виктор Домшенко

В этом деле суд разобрался в фактах и вынес адекватное решение, в то время как в других подобных спорах суды, видимо, не подходили к рассмотрению фактов столь скрупулезно.

Стратегия сбора доказательств в рамках судебного процесса

Дело «Т Плюс»

А60-72266/2019, А60-9665/2020, А60-45806/2020 и др.

В ходе процедур банкротства четырех управляющих компаний, занимавшихся обслуживанием многоквартирных домов, была разработана эффективная судебная стратегия, заключавшаяся в проведении «судебного следствия» для выявления схем вывода денежных средств. В результате успешной реализации данной стратегии удалось взыскать денежные средства напрямую с собственника компаний, минуя контрагентов по спорным сделкам и избежав привлечения к субсидиарной ответственности.

По восьми спорам были удовлетворены требования арбитражного управляющего и кредиторов, что позволило взыскать с конечного бенефициара бизнеса 18 млн руб. в конкурсную массу должников. В одном из случаев банкротства требования ПАО «Т Плюс» были выкуплены через заключение договоров цессии на общую сумму 7,3 млн руб.

Комментарий Артема Артюха, руководителя Регионального центра правового обеспечения в Екатеринбурге ПАО «Т Плюс»

Задача заключалась в выявлении и раскрытии схемы вывода денежных средств и взыскании непосредственно с владельцев бизнеса необоснованно перечисленных денежных средств. Благодаря нашей стратегии проведения «судебного следствия» удалось убедить суды в необходимости взыскания денежных средств с собственника компаний, а не с контрагентов по спорным перечислениям, взыскание с которых не привело бы к реальному пополнению конкурсной массы. Стратегия «судебного следствия» заключалась в поиске информации и формировании правовой позиции, согласно которой имели место аффилированность всех участников схемы по выводу денежных средств и наличие одного фактического получателя выгоды от незаконных сделок.

Одним из вызовов для нас стало доказывание подконтрольности контрагента собственнику бизнеса и необходимости взыскать деньги именно с последнего. Для этого был проведен подробный анализ банковских досье лиц, получавших деньги, их взаимоотношений с другими контрагентами и банковских счетов. Юристы показали взаимосвязь всех лиц, входящих в группу компаний, и их подконтрольность одним и тем же лицам.

В судебных заседаниях особое внимание уделялось процессуальной возможности привлекать в качестве соответчика в первую очередь собственника бизнеса — фактического получателя выгоды от сделок. В результате удалось убедить суд в том, что если контрагент подставной и встречное исполнение по перечислениям отсутствуют, то взыскивать денежные средства необходимо непосредственно с бенефициара. Такое взыскание происходило в один этап — без отдельного привлечения собственника бизнеса к субсидиарной ответственности. Это яркий пример реализации принципа процессуальной экономии.

Комментарии экспертов The CASE by Legal Insight

Виктор Домшенко

Истцу удалось взыскать выплаченные должниками-банкротами денежные средства с реального бенефициара бизнеса без использования механизма привлечения к субсидиарной ответственности. Данная стратегия команды является нестандартной и трудоемкой в доказывании.

Екатерина Макеева

Дело действительно относится к номинации «Стратегия и тактика», поскольку в основе кейса лежит именно стратегия проведения «судебного следствия», позволившая юристам собрать необходимую доказательственную базу и обосновать свою позицию. Безусловно, такой подход интересен как пример активного состязательного процесса.

Александр Краснов

Работа юристов позволила провести масштабное судебное следствие по выявлению сложно структурированной схемы по выводу активов должника. Снятие корпоративной вуали и выявление порочности сделок обусловило эффективность банкротства для кредиторов, получивших удовлетворение за счет взыскания убытков.

Алексей Станкевич

Юристы применили творческую стратегию для определения всех возможных методов вывода денежных средств в данном банкротном процессе. Более того, удалось установить связь между бенефи- циаром и проведенными сделками.

Стратегия перекладывания бремени работника Паздников против ТПК «Брик»

Юрист производственной компании обратился к нам с жалобой на невыплаченную заработную плату. Ситуацию усложняло то, что трудовые отношения клиента с работодателем не были официально оформлены, зарплата выплачивалась ему наличными, а доступ к внутренней документации у него отсутствовал из-за возникшего при увольнении конфликта с руководством. В то же время наш клиент занимал пост директора другой организации, предоставляющей его работодателю бухгалтерские услуги.

Команда юристов подготовила исковое заявление о признании трудовых отношений фактически сложившимися и о выплате задолженности по зарплате и компенсации. Были собраны доказательства, подтверждающие трудовой характер отношений, имевших место между клиентом и компанией.

В заседаниях противоположная сторона настаивала на гражданско-правовом характере отношений, ссылаясь на то, что все обязанности работник выполнял в качестве руководителя контрагента, обеспечивая бухгалтерские услуги.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, заявив, что работник не представил доказательств трудового характера отношений. В апелляции одним из доводов юристов работника стало указание на некорректное распределение бремени доказывания, которое не должно было возлагаться на работника. После кассационного обжалования дело было направлено на новое рассмотрение. В итоге, после трех кругов рассмотрения судебное решение было принято в пользу работника.

Комментарий Дмитрия Самигуллина, управляющего партнера Grata International

При обжаловании судебного акта мы обратили внимание вышестоящих судов на неверное распределение бремени доказывания, которое по делу данной категории нельзя было возлагать на работника.

Особенность этого дела в том, что трудовые отношения могут иметь место не только как альтернатива гражданско-правовым, но и наряду с ними. Это закреплено вступившими в силу судебными актами по делу и, безусловно, может повлиять на практику рассмотрения аналогичных дел.

Комментарии экспертов The CASE by Legal Insight

Александр Краснов

Это заслуживающий внимания кейс, демонстрирующий эффектив- ную работу юристов, не утративших мотивацию на победу, несмотря на восемь инстанций и три круга рассмотрения дела.

Алексей Станкевич

Данное дело примечательно тем, что в отсутствие какой-либо документальной базы удалось косвенно доказать наличие фактических трудовых отношений. Оно будет полезно и интересно как наемным юристам, так и обычным гражданам.

Стратегия использования доктрины ООО «Сплав»

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование ФНС России о привлечении бывших учредителей ООО «Сплав» к субсидиарной ответственности на сумму более 230 млн рублей. При этом они проигнорировали возражение о пропуске срока исковой давности для привлечения к ответственности, полагая, что к заявлению о привлечении к субсидиарной ответственности, поданному после 1 июля 2017 г., применяется трехлетний срок давности. Однако было доказано, что правильной редакцией Закона о банкротстве для данного случая являлось применение однолетнего срока, отведенного на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. В результате использования научно-правового заключения в кассационном суде удалось донести верную правовую позицию и изменить ход дела. Кассация отменила судебные акты нижестоящих судов, которыми бывшие учредители были привлечены к субсидиарной ответственности. В данном случае применение верной редакции Закона о банкротстве в части сроков исковой давности послужило основанием для изменения решения.

Комментарий Дениса Шашкина, управляющего партнера юридической компании «Шашкин и Партнеры»

Спор инициирован государственной авторитетной структурой — ФНС России. Суды нижестоящих инстанций упорно игнорировали аргумент о пропуске срока исковой давности для привлечения к ответственности и ошибочно применяли трехгодичный срок, продиктованный сложившейся практикой и применением неверной нормы Закона о банкротстве. В связи с этим нами был применен нестандартный подход к тактике ведения дела — вынесение научного правового заключения, убедившего суд в необходимости применения верной нормы права по делу.

Институт доказывания — правовой институт, отражающий уровень и качество судопроизводства. Научно-правовое заключение развивает институт доказывания, предоставляет обществу, гражданам и бизнесу больше возможностей по защите прав и интересов. При подготовке научного правового заключения были привлечены авторитетные ученые и эксперты в сфере банкротства Р. Т. Мифтахутдинов и А. В. Егоров.

Комментарии экспертов The CASE by Legal Insight

Анна Румянцева

Это интересный кейс, ведь вопрос о сроке исковой давности по заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности в порядке ст. 10 Закона о банкротстве актуален по сей день и суды занимают по нему противоречивые позиции. Что касается стратегии использования в качестве доказательств научного правового заключения, то это, однозначно, хороший ход.

Александр Краснов

В рамках стратегии рассмотрения данного судебного дела юристы использовали нестандартный подход к доказыванию через научное правовое исследование, которое и было положено в основу судебного акта.

Виктор Домшенко

Хороший пример, когда в основу судебного акта положены научные заключения. Подход вряд ли можно назвать новаторским, но, безусловно, его нужно максимально поддерживать и популяризировать.

Алексей Станкевич

Примечательно, что решающую роль в деле имело научное правовое заключение, позволившее верно квалифицировать правовую природу субсидиарной ответственности. Команда юристов проявила креативность и применила верный подход к исчислению исковой давности.

Возможно, вам будет
интересно