№ 1 (117) 2023
TERRA INCOGNITA

Экспериментальные правовые режимы в сфере беспилотных технологий

ПОДЕЛИТЬСЯ:

«Газпромнефть-Снабжение» — логистический оператор, обеспечивающий в том числе доставку грузов в труднодоступные и удаленные нефтяные месторождения. Есть месторождения, куда 6 месяцев в году доставка грузов возможна только по воздуху. Поэтому «Газпромнефть-Снабжение» начало использовать беспилотные воздушные суда.

Тестировать беспилотники можно, предварительно получив разрешения различных государственных органов, но коммерческая эксплуатация беспилотников не легализована. Поэтому нами было принято решение использовать механизм, предусмотренный законом «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

«Газпромнефть-Снабжение» стало субъектом ЭПР, утверждённого Постановлением Правительства РФ No 462 от 24.03.2022. Оператором опытного района выступила «Почта России».

Нельзя сказать что все шло гладко при получении допусков к осуществлению полетов в рамках Постановления Правительства No 462 от 24.03.2022, но сейчас мы можем легитимно использовать беспилотники взлётной массой более 30 кг для коммерческой перевозки грузов. На этом мы не останавливаемся. Совместно с технологическими партнерами думаем над увеличением количества используемых беспилотных воздушных судов, над развитием инфраструктуры (вертолетные площадки, связь), ну и конечно, работаем над тем, чтобы перевозить более тяжелый груз и на более дальние расстояния.

Мы решили развивать направление беспилотного наземного транспорта, потому что в труднодоступных районах они незаменимы. Совместно со «Сбер Автомотив Технологии», «Яндекс.Испытания» и «НПО «СтарЛайн» была разработана программа ЭПР по эксплуатации наземных беспилотников, которая предусматривает возможность коммерческой перевозки грузов по дорогам общего и необщего пользования полностью без водителя или с водителем-испытателем на пассажирском сидении. В конце прошлого года программа ЭПР по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации No 2495 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации». ЭПР установлен на территории 38 субъектов РФ на 3 года с возможностью присоединения к нему новых участников (субъектов ЭПР).

Александр Молотников —

Безусловно, применение таких технологий — будущее перевозок, особенно в труднодоступных районах. Именно поэтому очень интересно наблюдать за совместными усилиями нескольких компаний по изменению не только технических аспектов применения беспилотных средств в доставке грузов, но и в изменении законодательства, позволяющего расширить сферу применения таких технологий. Именно в этом и состоит позитивное влияние данного проекта как на юридическую практику, так и на общественные отношения, только начинающие формироваться.

Возможно, вам будет
интересно