№ 1 (47) 2016

От редактора

Начало 2016 года не вызывает ни у кого оптимизма, экономические прогнозы один мрачнее другого. Нынешний российский кризис пришелся на время серьезного изменения самого процесса оказания юридических услуг во всем мире в связи развитием новых технологий. Так называемые Legal Tech — технологии, которые, с одной стороны, помогают юристам быть более эффективными, с другой стороны, дают возможность неюристам делать юридическую работу, — это новая реальность, с которой придется столкнуться российским юристам. Именно поэтому тема первого номера 2016 года — вызовы и тренды юридической профессии.

Для начала мы попросили наших экспертов Екатерину Макееву и Хольгера Цшайге написать небольшие эссе о том, как они видят настоящее и будущее бизнес-юристов. Продолжают тему номера два материала, подготовленные на основе стенограммы Форума руководителей юридических департаментов России, который мы провели в конце ноября 2015 года — о проникновении новых технологий в юридическую профессию (опытом автоматизации своих юридических подразделений делятся Сергей Лихопуд, Дмитрий Тимофеев и Сергей Переверзев) и об изменении самой природы юридической деятельности от реактивной (эксперт, дающий заключения по запросу клиента и не несущий ответственности за принятое решение) к проактивной (менеджер, инициирующий решение проблемы и несущий ответственность за него). Об этом говорят Константин Кряжевских, Татьяна Одабашян, Андрей Олейников и Дмитрий Петров. Новые тенденции становятся серьезным вызовом для юридического образования, о чем мы хотим поговорить в следующем номере.

Кроме того, в этом номере мы открываем новую рубрику — «Самые обсуждаемые судебные решения», ведь именно судебная практика традиционно является одной из наиболее востребованных в кризис. Другие материалы этого номера также о последних трендах — в международном налоговом планировании, в практике отмены решений Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, в борьбе с нелояльными акционерами в английском праве. Отдельно хотелось бы упомянуть тенденцию повсеместного введения обязательного досудебного урегулирования споров, которое добралось и до сферы интеллектуальной собственности. А стоит ли выделки предлагаемая овчинка? Ответ на этот вопрос в статье Елены Городисской, анализирующей последнюю инициативу Минюста.

САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ
Январь 2016
Мы открываем новую рубрику, описывающую судебные споры, которые освещались на страницах деловых СМИ, а затем обсуждались в социальных сетях и вызвали наибольшее количество просмотров на наших страницах на Facebook и LinkedIn.
ПРОФЕССИЯ «ЮРИСТ»: ВЫЗОВЫ И ТРЕНДЫ
РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ. ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Legal Tech. Революция уже началась
Опыт внедрения систем управления юридической работой. На примере компаний «Северсталь», «Росводоканал», «МегаФон»
70% опрошенных нами юридических департаментов для управления своими бизнес-процессами используют Microsoft Office. Большинство юридических подразделений российских компаний находятся в начале пути к полной автоматизации, поэтому мы решили опубликовать стенограмму выступлений Сергея Лихопуда из «Северстали», Дмитрия Тимофеева из «Росводоканала», Сергея Переверзева из «МегаФона», которые поделились своим опытом внедрения новых информационных технологий в каждодневную работу юристов на Форуме руководителей юридических департаментов, состоявшемся 26 ноября 2015 года в Москве.
Искусство управления проектами
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В КОМПАНИИ: ЛУЧШАЯ ПРАКТИКА
«Нас ждет много новой работы в 2016 году»
Юридический департамент Росбанка во второй раз был признан лучшим в номинации «Коммерческие банки» в 2015 году. К новой победе его привела Полина Лебедева, назначенная на должность руководителя юридической дирекции банка в мае 2014 года. Она сменила Николая Сапожникова, который тринадцать лет возглавлял юристов Росбанка и сейчас в должности старшего вице-президента банка работает с проблемными активами (В 2014 году юридическая дирекция Росбанка была признана лучшей в номинации «Коммерческие банки». Интервью с Николаем Сапожниковым, опубликованное в Legal Insight No 3 за 2013 год). О том, какие вызовы стоят сегодня перед юристами одного из крупнейших банков с иностранным участием, входящего в десятку системообразующих, мы говорили с Полиной Лебедевой.
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Валютно-правовые риски для российских клиентов, пользующихся услугами иностранных банков
Глобальный обмен налоговой информацией как новая реальность
Прошедший 2015 год ознаменовался целым рядом новелл, направленных на деофшоризацию российской экономики и ограничение возможности аккумулирования средств российскими резидентами за рубежом (включая введение правил налогообложения прибыли иностранных компаний, фактически контролируемых российскими лицами, проведение амнистии капиталов, изменение правил валютного регулирования и т. д.). Как показывает практика, представители российского бизнеса не спешат раскрывать иностранные активы и отказываться от привычных схем налогового структурирования с использованием офшорных компаний, аргументируя свою выжидательную позицию устоявшейся точкой зрения о том, что российские налоговые органы никак не смогут проверить наличие иностранных компаний у резидентов. Так ли это на самом деле?
АРБИТРАЖ
Арбитражные решения с участием сторон из СНГ оспариваются в два раза чаще, чем другие решения
На фоне взаимных санкций и экономического кризиса резко возросло число российских дел, рассматриваемых в иностранных арбитражных центрах. Дискуссии о влиянии санкций на арбитраж пока не отразились на статистике западных арбитражных институтов. Так, в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма в 2015 году было подано 24 иска с участием российских сторон, что на 60% больше, чем, например, в 2013 году. Количество дел и состав сторон пока не свидетельствуют об изменениях предпочтений бизнеса из СНГ1 в отношении западного арбитража. Важным фактором при выборе юрисдикции является судебная практика по обжалованию и отмене арбитражных решений. Предлагаем читателю обзор шведской судебной практики, впервые публикуемый на русском языке.
АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО
Борьба с нелояльными акционерами по-английски: правила игры
Какие средства дозволено использовать директорам английской компании для отражения рейдерской атаки? Кто прав, нелояльные компании-акционеры или директора, использующие свои правомочия в ненадлежащих целях? Ответы на эти вопросы были даны судьей Верховного Суда Соединенного Королевства лордом Сампшном, которого журналисты The Guardian именуют не иначе как «мозг Британии», в деле публичной английской компании JKX Oil & Gas plc (Eclairs Group Ltd and Glengary Overseas Ltd v JKX Oil & Gas plc [2015] UKSC71), занимающейся добычей нефти и газа в России и в Украине.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
А стоит ли выделки предлагаемая овчинка?
Минюстом России разработан законопроект «О внесении изменений в статьи 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса РФ», устанавливающий досудебный порядок разрешения споров, связанных с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ОИС) и с досрочным прекращением правовой охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием. Цель введения обязательного досудебного порядка разрешения споров — снизить количество обращений в суд, но способен ли предложенный механизм достичь этой цели? И хотя законопроект находится на стадии общественного обсуждения, есть все основания полагать, что идея, заложенная в законопроекте, будет реализована. Именно поэтому мы предлагаем открыть дискуссию с целью его совершенствования до поступления в Государственную Думу.
LLM: ТРУДНОСТИ ВЫБОРА
Школа права Беркли
Год назад мы открыли рубрику «LLM: трудности выбора». За прошедшее время мы рассказали о магистерских программах в Университете Пенсильвании (Дораев М., Гарслян Л. Знакомьтесь, программа LLM в Penn Law // Legal Insight. 2015. No 1.), Королевском колледже Лондона (Запрягаев П. Программа LLM в King’s College London // Legal Insight. 2015. No 5) и Университете Плимута (Томашевская Ж. Юридическое образование в Англии: альтернативы LLM // Legal Insight. 2015. No 7). На этот раз мы перенесемся на тихоокеанское побережье США в Университет Калифорнии. Кирилл Лельчицкий (Noerr) делится опытом обучения в Berkeley Law. Свои комментарии дают Ольга Федорова (Centra Corporate Finance), Катерина Харитонцева (Госкорпорация «Роскосмос») и Екатерина Евдокимова (GDP Quadrat).