События на Кипре поставили под сомнение суверенитет государств – членов ЕС

In Интервью by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:

ppistone2П. Пистоне, специальный гость международной конференции «Жизнь после Кипра: налоговый апгрейд», состоявшейся в Москве 4 июня, дал журналу Legal Insight эксклюзивное интервью о последних тенденциях в международном налогообложении. Это интервью стало продолжением разговора с экспертами мирового уровня о трендах в международном налогообложении, начатого нами в прошлом году с беседы с К. ван Раадом, профессором Лейденского университета, одним из авторов Комментария к Модельной конвенции ОЭСР о налогах на доходы и капитал.

Последние события в сфере международного налогообложения в ЕС — это часть новой политики или результат экономической ситуации?

Глубокий финансовый кризис оказал значительное влияние на последние события в области международного налогообложения Европейского Союза и входящих в него государств. Это стимулировало развитие некоторых существующих проектов, а также обусловило направленность отдельных новых проектов на усиление интеграции. Позитивным представляется введение налога на финансовые операции, ставшее возможным вследствие расширения сотрудничества между 11 странами — членами ЕС и усиления взаимной поддержки между налоговыми органами. Кризис также усилил внимание к устойчивости государственного финансирования внутри ЕС, показав гораздо более сильное его вмешательство в вопросы управления входящими в него государствами со своими национальными системами. Недавние события на Кипре служат примером того, как государства — члены ЕС постепенно утрачивают содержание своего суверенитета, сохраняя при этом его форму.

Каковы, на ваш взгляд, основные тренды в международном налогообложении последнего времени? Являются ли они долгосрочными?

проект в отношении переноса прибыли и размывания налоговой базы, а также деятельность в области агрессивного налогового планирования являются ярким свидетельством того, что в конце этого года ОЭСР и, возможно, G-20 изменят суть международного налогообложения. Произойдет переход от противодействия двойному налогообложению на международном уровне к противодействию непредусмотренному двойному освобождению от налогообложения. При этом расширится сфера освобождения от налогообложения и, соответственно, снизится доля такого освобождения в действующем международном налоговом планировании, вплоть до отнесения к первой из указанных категорий всех случаев трансграничного несоответствия и избирательного преимущества, которые могут возникать из-за расхождения в системах.

Другим важным фактором является переход от двустороннего подхода к решению вопросов, касающихся взаимной помощи, к многостороннему подходу. Кроме того, следует ожидать расширения группы БРИКС, название которой в настоящее время состоит из начальных букв наименований стран с аналогичными экономическими характеристиками, но абсолютно различной международной налоговой политикой.

Пока трудно прогнозировать, окажет ли группа БРИКС влияние на эволюцию политики ОЭСР в отношении договоров по вопросам налогообложения или сама подвергнется такому влиянию. Время покажет.

Вы много времени уделили изучению вопроса влияния европейского права на налогообложение в странах, не входящих в ЕС. Какова степень этого влияния? Насколько будет гармонизировано в будущем законодательство разных стран в этой сфере?

В одних случаях влияние европейского права на налогообложение в государствах, не входящих в ЕС, является значительным, в других — проявляется не столь очевидно. Некоторые страны, которые не входят в ЕС, подписывают с ним соглашения в целях участия в некоторых вопросах его внутреннего рынка.

Влияние ЕС на осуществление полномочий в сфере налогообложения в трансграничных отношениях, стороной по которым он выступает, является значительным, так как страны, не входящие в него, используют одинаковые с ним нормы международного публичного права, разработанные в соответствии с динамично развивающимся правом Европейского Союза.

К этой категории государств, безусловно, относится и Россия, несколько лет назад заключившая с ЕС благоприятствующее соглашение. Интересно проследить, будет ли новое соглашение такого рода выполнять подобные функции (и, если да, то в какой степени). Желательно, чтобы Россия и Европейский Союз продолжали развивать конструктивные отношения, усиливающие их экономическое сотрудничество, поскольку ЕС нуждается в природных ресурсах России, а Россия традиционно проявляет интерес к произведенной в ЕС продукции. В будущем также возможны дискуссии по поводу защиты трансграничных инвестиций ЕС и России от негативных последствий экономического и финансового кризиса.

Некоторые страны, имеющие более прочные отношения с ЕС (например, Швейцария), могут установить достаточно жесткие ограничения во взаимоотношениях с ЕС в части осуществления полномочий в области налогообложения.

Развивающиеся страны также подписывают соглашения с ЕС и испытывают влияние его права, в том числе по налоговым вопросам, в частности когда дело касается налогообложения то-варов и противодействия злоупотреблениям в сфере налогообложения в соответствии со стандартами Европейского Союза.

В противном случае влияние права ЕС в отношении стран этих категорий будет незначительным.

Чего вы ожидаете от своего участия в конференции по международному налогообложению в России?

На протяжении последних шести лет я регулярно посещаю международные конференции по вопросам налогообложения в России, но это будет моя первая московская конференция. Российское право, регулирующее вопросы международного налогообложения, по моему мнению, подлежит более сложному толкованию, чем может показаться на первый взгляд.

Необходимо принять во внимание, что правовые и налоговые традиции России включают также аспекты, находящиеся за рамками налогового права, которые могут оказывать влияние на толкование правил налогообложения. Я полагаю, что данная конференция станет дополнительным источником информации для понимания российского права, регулирующего вопросы международного налогообложения.

Leave a Comment