Проведение реорганизации: зачем и как?

In Новости, События, Статья by Маргарита Гаскарова0 Comments

Поделитесь:

В отличие от сделок M&A и эмиссии ценных бумаг, для которых характерна определенная «сезонность», то есть активные периоды и не очень, реорганизация отличается постоянностью. Холдинги и группы компаний практически все время находятся в процессе реструктуризации, оптимизации, при этом кризисы или санкции служат лишь дополнительным стимулом для проведения преобразований. С какими проблемами в ходе реорганизации компании сталкиваются чаще всего?

Максим Бунякин, управляющий партнер Branan Legal

Реорганизация является одним из наиболее эффективных инструментов для решения бизнес-задач. С ее помощью на практике решаются задачи по консолидации бизнеса либо, напротив, по его разделению между разными группами акционеров, по выделению отдельных бизнесов (площадок, производств), по подготовке к реализации непрофильных активов, по передаче активов внутри группы или за ее периметром. Нередко именно реорганизация становится эффективным инструментом оптимизации корпоративного управления в крупном холдинге: при создании субхолдинговой модели управления, повышении самостоятельности дивизионов или, наоборот, при повышении степени контроля головной компании за «дочками».

Планируя любую реорганизацию, важно еще на старте детально проработать все ключевые риски проекта, например, принять во внимание возможные действия кредиторов, в том числе «особых» (стороны корпоративных договоров, банки и пр.). Известны случаи, когда проект реорганизации приходилось отменять из-за позиции крупного кредитора (банка). Заблаговременная работа с таким кредитором и правильное оформление юридических документов позволяют исключить подобные риски.

Не менее важными являются лицензионные вопросы. Например, есть задача объединить две компании, каждая из которых имеет определенный набор лицензий. Безусловно, в данной ситуации целесообразно проводить не слияние, а присоединение, причем малой компании к более крупной с точки зрения количества и важности лицензий, числа объектов недвижимости и пр. Во избежание ситуации, когда из-за плохой подготовительной работы к моменту завершения реорганизации у объединенной компании может не оказаться всех необходимых лицензий, обязательные процедуры по их оформлению на целевую компанию должны быть предусмотрены детальным планом мероприятий еще до начала проекта. Возможно, это удлинит период реорганизации, зато позволит минимизировать существенный лицензионный риск.

Рассмотрим еще один пример из практики. Обществом было запланировано выделение компании с целью обособления определенного бизнеса (с имуществом, лицензиями, работниками, контрактами и пр.). Ведение такой деятельности требовало лицензии, которая имелась у основного общества, но не могла быть передана в выделяемое общество. По предварительным подсчетам оформление лицензии у вновь созданного общества могло занять от двух до четырех месяцев. В течение этого периода новое общество еще не могло, а реорганизуемое – уже не могло осуществлять свою основную деятельность, поскольку по передаточному акту в новое общество передали бы имущество и перевели бы сотрудников. Какой выход из данной ситуации? Задача была решена с применением механизма выделения с одновременным присоединением. В группе компаний имелось юридическое лицо – акционерное общество, на которое в течение трех месяцев была оформлена необходимая лицензия. Параллельно с этим из основного общества было выделено общество с ограниченной ответственностью и одновременно присоединено к акционерному обществу. В итоге, цель была достигнута – выделен отдельный бизнес с соблюдением всем процедур и требований.

При планировании реорганизации помимо юридических и корпоративных вопросов также нужно учитывать трудовые вопросы, вопросы, связанные с оформлением прав на имущество, членством в некоммерческих организациях, а в отдельных случаях – с необходимостью изменения нормативно-правовых актов в связи с реорганизацией, и многое другое. Как показывает практика, подготовительный этап – очень важен. Лучше после детального анализа отказаться от реорганизации и выбрать другой инструмент, чем начать непростой реорганизационный проект и потом думать, как из него выйти.

Наконец, в рамках реорганизационного проекта существенно расширяется функционал корпоративного юриста, который должен выстроить эффективное взаимодействие с профильными подразделениями компании и государственными органами, вникнуть в бухгалтерские вопросы, например, относительно подготовки передаточного акта и отчетности, применить навыки управления проектом в части построения графика, мониторинга реализации проекта, разработки карты рисков, снятия возникающих разногласий и пр.

На бизнес-завтраке, который состоится 11 апреля 2018 г.,  мы будем на практических примерах прорабатывать наиболее сложные вопросы, в частности, для того чтобы дать конкретные ответы на два главных вопроса: ЗАЧЕМ нужна реорганизация и КАК провести ее наиболее эффективно?

 

Зарегистрироваться

 

Leave a Comment