Проект основных направлений налоговой политики на 2014 г.

In Статья by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:

Минфин России опубликовал проект основных направлений налоговой политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. АБ «Линия права» представляет краткий обзор наиболее существенных положений проекта.

Совершенствование налогообложения финансовых инструментов

С 01.01.2014 истекает мораторий на освобождение выплат по еврооблигациям. В этой связи Минфин предлагает два альтернативных решения:

  • одновременное освобождение процентного дохода, получаемого иностранными организациями, как по еврооблигациям, так и по российским корпоративным облигациям с обязательным централизованным хранением при условии, что иностранная организация является бенефициарным собственником дохода и не является налоговыми резидентами низконалоговых (оффшорных) юрисдикций;
  • налогообложение процентного дохода по еврооблигациям с одновременным установлением упрощенных требований по раскрытию депозитарно-клиринговыми системами информации о бенефициарном собственнике дохода;

  1. При совершении операций с ценными бумагами предлагается определять доходы (расходы) исходя из фактической цены сделки, требование же о необходимости подтверждения рыночности применяемых цен предлагается сохранить только в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии положениями главы НК РФ о трансфертном ценообразовании;
  2. Предлагается учитывать при исчислении налоговой базы по основным видам деятельности доходы (расходы) по операциям с обращающимися ценными бумагами и деривативами. Что касается необращающихся ценных бумаг и деривативов, то доходы (расходы) по данным операциям по-прежнему будут учитываться отдельно от операций по основным видам деятельности, но в рамках одной налоговой базы;
  3. Предлагается расширить категорию налогоплательщиков, которым предоставлено право учитывать доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами и деривативами при формировании единой налоговой базы от осуществления предпринимательской деятельности;
  4. Предлагается законодательно определить понятие  переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем  исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг и определить, что при переквалификации операции РЕПО налогоплательщик производит корректировку ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено, которая будет производиться в том отчетном периоде, в котором осуществляется переквалификация операции РЕПО;
  5. Предлагается установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых в расходах признается сумма фактически начисленных процентов. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, предлагается ограничить действие правил трансфертного ценообразования либо отменить их. Контроль же за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельное значение, предлагается осуществлять в соответствии с действующими правилами трансфертного ценообразования;

 

Совершенствование налогообложения торговой деятельности

  1. Предлагается предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
    Соответствующие потери (недостачи) предлагается учитывать для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0.75 процента выручки от реализации.
    Комментарий ЛП:
    Напомним, что в прошлом году данный вопрос был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В Определении КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О указано, что положения подп. 5 п. 2 ст. 265 НК не конкретизируют, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче материальных ценностей, тем самым не ограничивают налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
    Позднее появился Законопроект N 254686-6, в соответствии с которым в рамках осуществления деятельности в области розничной торговли расходы в виде выявленной по итогам инвентаризации недостачи товаров должны учитываться при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 0.75 процента выручки от реализации.
    Для учета таких расходов доля выручки от реализации товаров через секции самообслуживания должна составить не менее 70 процентов общего объема выручки от осуществления деятельности в области розничной торговли товарами; также налогоплательщик должен иметь отчет аудиторской организации о соответствии установленным требованиям организованной налогоплательщиком системы учета и контроля за использованием материально-производственных запасов и акт об итогах инвентаризации, содержащий сведения о размере выявленной недостачи товаров.
  2. 2. Предлагается дополнить ст. 154 НК РФ положением о том, что уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) за счет перечисления премий (вознаграждений) не влечет за собой уменьшение цены этих товаров (работ, услуг), а соответственно, и налоговой базы, за исключением случаев, специально предусмотренных договором поставки.
    Комментарий ЛП:
    Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 39-ФЗ с 01.07.2013 вступают в силу изменения в НК РФ, в соответствии с которыми предоставление продавцом премий покупателю не уменьшает для целей исчисления НДС стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, предусмотренных соответствующим договором.
    Также в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении в первом чтении Законопроект N 216433-6, предусматривающий внесение аналогичных изменений в НК РФ с распространением действия указанных правил на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
    Что же касается «проблемы корректировочных счетов-фактур», она решена Федеральным законом от 05.04.2013 N 39-ФЗ, вносящим изменения, среди прочего, в п. 5.2. ст. 169 НК РФ: предусматривается возможность составления единого корректировочного счета-фактуры в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), передача которых ранее оформлена двумя или более счетами-фактурами. Изменения вступают в силу с 01.07.2013.

 

Cost sharing

На основе положений, разработанных ОЭСР[1], предлагается предусмотреть механизм признания расходов, распределяемых в рамках международной группы компаний. 

Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций

Предлагается ввести региональный налог на недвижимое имущество организаций, в качестве налоговой базы предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. 

Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций

Планируется продолжить работу над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (бенефициарных собственниках).

Комментарий ЛП

Напомним, что в настоящее время ОЭСР ведется работа по уточнению ряда положений Комментариев к Модельной конвенции, по результатам которой должно быть дано новое определение понятию бенефициарный собственник. Новая редакция Комментариев должна появиться в 2014 г.

Планируется также разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с низконалоговыми (оффшорными) юрисдикциями и проведение переговоров о заключении таких соглашений с соответствующими юрисдикциями. Типовое соглашение должно предусматривать возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность должна быть предоставлена представителям налоговых органов иностранных юрисдикций на взаимной основе.

Совершенствование налогового администрирования

  1. Предлагается унифицировать порядок применения вычетов по НДС в отношении экспорта и внутреннего рынка;
  2. Предлагается изменить для целей НДС порядок определения места реализации телекоммуникационных услуг. Согласно планируемым изменениям местом реализации услуг, в частности, по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, будет место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как установлено в настоящее время;
  3. Предлагается расширить полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль, в которых заявлены убытки, а также уточненных деклараций по НДС, в которых указаны суммы налоговых вычетов в размерах меньших, чем ранее заявленные;
  4. При проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет с даты представления первичной декларации, в которой уменьшена сумма заявленного налога, налоговому органу предлагается предоставить право истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие обоснованность такого уменьшения;
  5. Предлагается уточнить положения налогового законодательства об учете в налоговых органах управляющих компаний ЗПИФ, организаций — ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков;
  6. В отношении вычетов НДС по расходам, принимаемым для целей налогообложения по нормативам (расходы на рекламу, расходы на содержание вахтовых и временных поселков и др.), предлагается внести соответствующие изменения в отношении вычетов НДС согласно  размерам, соответствующим указанным нормативам.

 


[1] См. Chapter 8 “Cost Contribution Arrangements” of OECD Transfer Pricing Guidelines.

Leave a Comment