НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

In Новости, Статья by Маргарита Гаскарова0 Comments

Поделитесь:

Alexander DolgovMakarevich Konstantin_032016Введенный в России новый механизм привлечения инвестиций на Дальний Восток — территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) схож с общепринятым в международной практике пониманием особой экономической зоны, в качестве которой традиционно рассматривается территория внутри страны, обладающая особым административным, налоговым и регуляторным режимом. Однако исходя из количества компаний, получивших статус резидентов ТОР по состоянию на 1 марта 2016 года (33 компании), можно сделать вывод, что пока данный инструмент не пользуется большим спросом и доверием инвесторов.

В статье Александра Долгова, партнера, главы практики инфраструктуры, энергетики и ГЧП юридической фирмы Hogan Lovells и Константин Макаревича, старшего юриста практики инфраструктуры, энергетики и ГЧП юридической фирмы Hogan Lovells рассматриваются проблемы, связанные с практикой реализации проектов на ТОР.

Особый статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) устанавливаются Федеральными законами № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года (Закон № 473) и № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» от 13 июля 2015 года (Закон № 212), а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. ТОР представляет собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. СПВ представляет собой часть территории Приморского края, на которой в соответствии с Законом № 212 и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Концепции ТОР и СПВ схожи с общепринятым в международной практике пониманием особой экономической зоны, в качестве которой традиционно рассматривается территория внутри страны, обладающая особым административным, налоговым и регуляторным режимом по сравнению с остальной территорией.

По общему правилу, каждая ТОР создается на семьдесят лет по решению Правительства РФ, принимаемого в форме постановления, на основании предложения Минвостокразвития. В будущем Правительство РФ может продлить срок существования ТОР на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. На такой же срок Законом № 212 создается и особый режим СПВ, который может быть также продлен, но только на основании федерального закона.

Изначально ТОР рассматривались в качестве инструмента развития конкретного макрорегиона Российской Федерации – Дальнего Востока, однако в окончательной редакции Закона № 473 предусмотрена возможность применения данного инструмента и на иных территориях. Таким образом, в соответствии со статьей 35 Закона № 473 в течение трех лет со дня вступления данного закона ТОР может создаваться только на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ. По истечении трех лет ТОР может создаваться и в иных субъектах РФ. Существуют мнения, что данное положение может иметь различный эффект в отношении развития ТОР в связи с изменением их первоначальной концепции как инструмента развития исключительно Дальнего Востока, отвечающего необходимым условиям для максимального использования его возможностей и усиления преимуществ, а не как инструмента поддержки отстающих территорий в различных регионах всей страны. Кроме того, аналогичные по своим целям инструменты уже существуют и далеко не в каждом случае доказали свою эффективность: ОЭЗ, зоны территориального развития (ЗТР). Вместе с тем в случае успешного применения данного механизма на Дальнем Востоке этот опыт можно перенести и на другие регионы с одновременной постановкой вопроса о целесообразности создания новых зон с особым режимом, регулируемых иными актами законодательства.

Подробнее в апрельском Legal Insight.

 

Leave a Comment