Legal Success № 1 (2) 2012

Колонка редактора

Стратегия – ключевое слово первого номера LS 2012 года. Википедия дает нам следующее определение: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Современное понятие стратегии связано с анализом, оценкой, планированием, моделированием и обеспечением деятельности. Стратегия является основоположной частью бизнес-плана и инвестиционных проектов.

Нужна ли юридической фирме стратегия развития? По мнению Ирины Канайкиной, дающей в своей статье практические рекомендации по ее разработке, на высококонкурентном рынке юридических услуг наличие у компании четкой и прозрачной стратегии развития является первостепенной необходимостью. В то же время существование разработанной и утвержденной стратегии развития для многих юридических фирм в России на сегодняшний день скорее исключение, чем практика. Это не означает, что стратегии у них нет. Например, управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев говорит: «Я никогда не писал каких-либо формальных стратегий», однако успех его компании на протяжении десяти лет показывает, что у нее есть достаточно четкая стратегия развития. Какая? Об этом читайте в рубрике «История успеха. Case-study».

Одним из основных трендов последнего времени является слияния юридических фирм. Абсолютным рекордсменом в этом процессе в прошлом году стала Norton Rose. Мы анализируем их последнее объединение с канадской Macleod Dixon. По словам управляющего партнера Macleod Dixon Билла Туэра (Bill Tuer), слияние не было частью их стратегии, но для фирмы такого размера это очевидный путь удержания своих позиций на рынке. Этой же позиции придерживается Андрей Гольцблат, управляющий партнер Goltsblat BLP, считая, что фирмы должны объединяться либо присоединяться к кому-то еще, иначе они просто уйдут с рынка.

«Слияние крупных юридических фирм – стратегия, в большинстве случаев обеспечивающая рост годовой прибыли в расчете на партнера», — таков вывод исследования Altman Weil. Однако его авторы подчеркивают, что слияние юридических фирм – не самоцель, а средство достижения стратегических целей: диверсификации бизнеса, расширения географического присутствия, увеличения доли рынка и др. «Наша стратегия предусматривала расширение присутствия прежде всего на развивающихся рынках, а Россия как раз является самым важным из них», – рассказывает Невил Айзенберг, управляющий партнер BLP.

В этом номере рассматриваются также горизонтальный найм сотрудников как часть стратегии Goltsblat BLP и CRM как стратегия, нацеленная на рост и повышение доходности бизнеса компании путем повышения лояльности клиентов (статья Андрея Нужина и Ксении Ждановой.)

Особое место в номере занимает интервью c Тревором Фаром, в котором он представляет свой взгляд на стратегию юридической фирмы и разъясняет суть рациональной модели юридической работы как инструмента реализации избранной стратегии. Предложенная Т.Фаром модель универсальна и может быть использована и в юридическом департаменте, и в индивидуальной работе любого юриста.

Я уверена, что информация в этом номере дает необходимый толчок к разработке или улучшению стратегии развития собственной юридической фирмы. Все в ваших руках.

УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ

Стратегия юридической фирмы: рекомендации по разработке

Нужна ли юридической фирме стратегия развития? Положительный ответ на этот вопрос для автора данной статьи однозначен. Сегодня на высококонкурентном рынке юридических услуг наличие у компании четкой и прозрачной стратегии развития является первостепенной необходимостью. В то же время процессы разработки и дальнейшего внедрения стратегии сложны и требуют учета множества внутренних и внешних факторов. Ирина Канайкина, опираясь на большой опыт управления маркетингом аудиторско-консультационных и юридических фирм, излагает свое видение основных этапов построения стратегии развития.

Слияние как стратегия юридической фирмы: Norton Rose

Одной из основных тенденций на российском и мировом рынке юридических услуг в 2011 году были слияния между юридическими фирмами. Важным трендом процесса консолидации на международном рынке стала нацеленность основных игроков на поиск партнеров для слияния в «новых» частях света. Начало этому положили слияния Norton Rose с канадской Ogilvy Renault и североафриканской Deneys Reitz. Этот же путь был избран еще несколькими компаниями, среди них Allen & Overy, Clifford Chance и DLA Piper. Однако абсолютным рекордсменом в этом процессе стала Norton Rose.

Насколько успешны слияния крупных юридических фирм?

Успешны, так как в абсолютном большинстве случаев обеспечивают рост годовой прибыли в расчете на партнера. Таков основной вывод исследования, проведенного компанией Altman Weil почти десятилетие назад (2003 г.) «Are Large Law Firm Mergers Successful?». В нем произведен анализ 17 слияний крупных юридических фирм, произошедших в период с 1993 по 2003 г.

«Ничего подобного нашему альянсу создано не будет»

Появление Goltsblat BLP на российском рынке юридических услуг в свое время привлекло всеобщее внимание: чего ожидать от столь необычного для России игрока? Теперь, три года спустя, Невил Айзенберг, глобальный управляющий партнер BLP, и Андрей Гольцблат, управляющий партнер российской практики BLP, рассказывают в интервью нашему журналу о сформировавшемся на сегодня облике московского подразделения компании и перспективах ее дальнейшего развития.

МАРКЕТИНГ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ

Тендеры как канал продажи юридических услуг
(Результаты опроса журнала «Legal Succes»)

В последнее время проведение тендеров для выбора внешних консультантов становится все более распространенной практикой, поскольку позволяет максимально быстро оценить рынок поставщиков юридических услуг, а также получить представление об уровне цен. Однако среди представителей юридических фирм распространено мнение о том, что конкурсы по выбору внешнего юридического консультанта в России – не более чем фикция, дань моде, мероприятия, результат которых известен заранее. Так ли это на самом деле? Есть ли у принятой во всем мире практики закупки юридических услуг путем проведения тендеров шанс стать эффективным инструментом в нашей стране? С какими проблемами сталкиваются участники конкурса и его организаторы? На что стоит обратить внимание, чтобы стать победителем тендера?

CRM: ТРИ НЕИЗВЕСТНЫЕ БУКВЫ

Теоретически нет никаких сомнений в том, что CRM необходим, а на практике методы CRM применяют далеко не все юридические компании. CRM-процессы более или менее налажены у крупных игроков, однако, чем фирма меньше, тем хуже у нее обстоят дела с использованием принципов CRM в ежедневной деятельности. Данная статья посвящена преимущественно практическим аспектам применения CRM-подхода юридическими компаниями. За семь лет консалтинговой работы с юристами у ее авторов – Андрея Нужина и Ксении Ждановой – скопилось достаточное количество эмпирического материала.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

Рациональная модель юридической работы (The Smarter Legal Model) основана на применении к правовой работе общепризнанных принципов ведения бизнеса, таких как методика «шести сигм» (Six Sigma), получение прибыли от инвестированного капитала, теории антагонистической игры, или игры с нулевой суммой (zero-sum game theory), и нейролингвистического программирования. В настоящее время рациональная модель юридической работы используется многими крупными корпорациями и является предметом интенсивного исследования по всему миру. Ее автор, Тревор Фар, читал лекции в Гарварде, Оксфорде, Джоржтауне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, и других городах. У наших читателей есть уникальная возможность познакомиться с тем, как работает эта модель, прочитав эксклюзивное интервью, данное нам Тревором Фаром.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

«Самое главное достижение – мы научились делать юридический бизнес в России»
Интервью с управляющим партнером «Пепеляев Групп» Сергеем Пепеляевым

На протяжении десяти лет «Пепеляев Групп» является одной из сильнейших национальных юридических фирм России. Это подтверждается как многочисленными наградами компании, так и тем, как ее оценивают конкуренты и коллеги, профессиональное сообщество. В прошлом году «Пепеляев Групп» возглавила репутационный рейтинг Право.Ru -300». В интервью Сергей Пепеляев рассказывает о своих коллегах, самых значительных делах из практики фирмы, о перспективах ее дальнейшего развития.

НЕ ПРАВОМ ЕДИНЫМ

Подводный мир глазами Андрея Городисского

В юридической профессии чаще всего приходится избегать рисков, действовать осторожно и наверняка. Может быть, поэтому некоторые юристы избирают для себя противоположное по характеру хобби, в котором риск – непременная составляющая. При этом гарантией благополучного исхода опасных приключений остается трезвый расчёт и умение владеть собой в критических ситуациях – профессиональные качества юриста. Андрей Городисский, освоив дайвинг, подтверждает это сполна. Благодаря своему рискованному увлечению он открывает для себя и других неизвестное и дарит захватывающие ощущения удивления и восторга. Глядя на его яркие снимки, забываешь, что подводный мир безмолвен…

Leave a Comment