Legal Insight впервые вручит награду «За эффективное взаимодействие с органами государственной власти»

In Новости, Премии, Статья by Маргарита Гаскарова0 Comments

Поделитесь:

В этом году в рамках конкурса «Лучшие юридические департаменты России» впервые учреждена номинация «За эффективное взаимодействие с органами государственной власти». О том, почему юристы должны заниматься GR и каковы критерии оценки в новой номинации, читайте в статье Дмитрия Петрова, директора по связям с государственными органами «МегаФон», члена экспертного совета конкурса «Лучшие юридические департаменты России».

Согласно данным исследования «Бенчмаркинг юридической функции – 2016», проведенного PwC Legal, в 35% опрошенных компаний GR входит в функции юридического департамента, в 38% – это полностью самостоятельная функция, в 23% ее вовсе нет, а в 4% компаний она не входит в состав юридического департамента, но подчиняется его руководителю.

О номинации «За эффективное взаимодействие с органами государственной власти»

Для эффективного взаимодействия со структурами власти нужна команда профессионалов. Ответ на вопрос о том, что именно должен уметь  сотрудник отдела GR, неоднозначен (см. проект профессионального стандарта «Специалист по представлению коммерческих, корпоративных интересов и взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти (представителя коммерческих, корпоративных интересов, лоббиста). Вероятно, в команду GR-департамента целесообразно включать и юристов, и бывших государственных служащих, и экспертов в сфере бизнеса компании (IТ-специалистов, инженеров и пр.). Джиарщику необходимо обладать навыками ведения переговоров и управления проектами, а также быть в состоянии консультировать по правовым аспектам.

GR-департамент должен иметь вес в организационной структуре компании, обладать «правом слова», а иногда и «правом вето». Регуляторные риски составляют наиболее существенную часть работы крупного бизнеса в России, поэтому своевременное взаимодействие с GR должно быть выгодно всем иным подразделениям. Поскольку GR является частью общего коммуникационного менеджмента, обмен информацией со всеми отделами в конечном итоге оказывается полезен всей организации.

Взаимодействие с государственными органами должно быть структурированным и системным. В силу отсутствия в России правового регулирования лоббизма создание и соблюдение внутренних процедур становится основным механизмом работы в рамках правового поля.

GR-проекты нуждаются в технической поддержке. Жизненный цикл проекта может составлять более двух лет, за этот период часть информации может потеряться. Кроме того, некоторые проекты могут распространяться на сферу ведения нескольких органов власти или субъектов РФ. Все это требует информационно-технологического сопровождения работы GR. К тому же, до того как проект попадет в публичную плоскость, немалую роль играет защита информации.

Эффективность GR-практики во многом определяется ее существованием как таковой. Имидж специалиста по связям с государственными органами, вовлеченность в деятельность самых авторитетных сообществ – один из наиболее показательных критериев качества его работы. GR-деятельность, как правило, ведется на стыке нескольких общественных областей – государственной власти, бизнеса и некоммерческих организаций, – каждая из которых представляет собой объект повышенного интереса для СМИ, интернет-пользователей и научно-экспертного сообщества[1]. В связи с этим тот факт, что представителей GR-департамента приглашают к участию в различных экспертных комитетах, научных мероприятиях, круглых-столах, пресс-конференциях, медийных комментариях и профессиональных организациях, говорит о хорошей репутации и общественном признании.

Также об эффективности работы GR-департамента может свидетельствовать стратегия долгосрочного планирования. Поскольку российское законодательство постоянно меняется, периодическая ревизия регуляторных рисков, контроль за состоянием долгосрочных проектов и оперативное реагирование на внезапные нормативные изменения являются жизненно необходимыми механизмами работы GR-специалистов.

Эффективность взаимодействия с органами государственной власти проявляется и в принципах работы GR-департамента компании с внешними консультантами. Авторы, которые занимаются исследованием разных аспектов правового взаимодействия с органами государственной власти, выделяют три организационные формы GR-деятельности: корпоративный GR, GR-консалтинг и GR, осуществляемый в рамках деловых ассоциаций и сообществ[2]. Вот почему в рамках GR-департамента необходимо определить четкие внутренние правила работы с внешними консультантами. Информация о том, в каких случаях, по каким вопросам и в каких целях таковые привлекаются или, наоборот, не привлекаются, может многое сказать о качестве работы, проделываемой внутри корпоративного GR-подразделения. Вероятно, сотрудничество в немалой степени будет зависеть от специфики бизнеса и численности штата подразделения. В связи с этим все перечисленные факторы необходимо оценивать, исходя из результатов итогового обеспечения корпоративных интересов.

Наконец, весьма сложным и в то же время исключительно важным критерием оценки служит эффективность проводимой работы. Хорошо, когда такую эффективность можно выразить в конкретных цифрах, графиках и процентах, однако в российской действительности сделать это крайне затруднительно. Например, в США, где GR-деятельность исторически зародилась как отдельное направление работы и где имеет место развитое законодательное регулирование лоббистской деятельности, при оценке эффективности используются многочисленные открытые данные. Так, в 2016 г. расходы на лоббизм в США составили около 3,5 млрд долларов, количество зарегистрированных в специальном реестре профессиональных лоббистов (джиарщиков) превысило 11 тыс. человек, а в число 20 крупнейших и активнейших лоббистов США входит сразу несколько IT-компаний. Представить себе существование такой масштабной открытой статистики в России, к сожалению, невозможно, поэтому в нашей стране оценка эффективности работы всегда будет зависеть от индивидуального подхода к каждой отдельной компании и ее департаменту по взаимодействию с государственными органами.

Заявите о себе юридическому миру сейчас, и лучшим в этом году может стать ваш департамент!  

Полностью статья опубликована в Legal Insight. 2017. №3.

Досье

Дмитрий Петров, директор по связям с государственными органами ПАО «МегаФон»

В 2002 году окончил Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет, Факультет права и экономической безопасности

 Профессиональный опыт:

В 2016 г. возглавил самостоятельно выделенную в «МегаФоне» функцию взаимодействия с государственными органами.

С 2012 г. создал и руководил направлением по взаимодействию с государственными органами в составе юридической службы Мегафон.

15 лет опыта обеспечения юридической поддержки в телекоммуникационной сфере от позиции юрисконсультом в Северо-Западный филиал МегаФон до начальника департамента правового обеспечения коммерческой деятельности МегаФона.

В настоящее время преподает курсы:

«Юридический департамент компании (организация и деятельность)» магистерской программа МГУ

«Право в сфере телекоммуникаций и медиа» магистерской программы НИУ ВШЭ

Член экспертных советов органов законодательной и исполнительной власти (Комитета по информационной политики Госдумы, Экспертного совета по рекламе ФАС России), а также общественных объединений предпринимателей.

Юридический департамент компании «МегаФон» – многократный участник и победитель конкурса «Лучшие юридические департаменты России». В 2015 году юридический департамент набрал максимальное количество баллов экспертов, заняв абсолютное первое место среди всех победителей.

 

[1] Белов Д.С. Роль GR-подразделений в управлении регулятивными рисками в период кризиса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки, 2009, № 5.

[2] Тетерюк А.С. Роль деловых ассоциаций в GR-менеджменте в России // Экономика и бизнес: Теория и практика, 2016, № 10.

 

Leave a Comment